17 января 2013Colta Specials
70

«Светослед»

Уходящие мастера, обладатели уникального наследия, и миражи исчезающих деревень — как оставленные на фотопленке блики тонущего в Белом море северного солнца.

 

Фотопроект «Светослед» — это любительские фотографии из архива исследователя народного искусства Русского Севера Нины Анатольевны Филевой, дополненные снимками архангельского фотографа Артема Никитина из серии «Призраки Каргополья». Уникальные фото хранителей памяти традиционной крестьянской культуры сделаны искусствоведом в 7080-е годы ХХ века в этнографических экспедициях в самых отдаленных уголках Архангельской области. Последние мастера, обладатели уникального наследия, и миражи исчезающих деревень как оставленные на фотопленке блики тонущего в Белом море северного солнца.

Выставка «Светослед» открывается в архангельском Музее изобразительных искусств 17 января.

Яков Мельников точит веретено. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.Яков Мельников точит веретено. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.© Нина Филева

«Где мыслишь колечко на веретене сделать, тут возвышение оставляю. Для подарков с колечками делали, чтобы шебарчало, а "с душой" внутри, чтобы брякало. Такие редко кто точил. Надо так в нутро камушек вставить, чтобы и не видно было, где он спрятан».

Случайная встреча в Лешуконском. 80-е гг.Случайная встреча в Лешуконском. 80-е гг.© Нина Филева


Переправа через реку Онегу.Переправа через реку Онегу.© Нина Филева
Деревня Лисицинская Каргопольского района, 1982 год.Деревня Лисицинская Каргопольского района, 1982 год.© Нина Филева
Дорофеев Степан Васильевич (1908 г.р.). Деревня Мегра, Зимний берег Белого моря, 1981 г.Дорофеев Степан Васильевич (1908 г.р.). Деревня Мегра, Зимний берег Белого моря, 1981 г.© Нина Филева

«Вот и отец птичек делал, когда корзины щепал. К Рождеству делали новую... Из сосновой дранки и звезду делали на Рождество».

Ильин Степан Самойлович (1917 г.р.). Деревня Нюхча, Пинежский район, 1983 г.Ильин Степан Самойлович (1917 г.р.). Деревня Нюхча, Пинежский район, 1983 г.© Нина Филева
Рюмин Александр Степанович. Поселок Каменка на Мезени, 80-е гг.Рюмин Александр Степанович. Поселок Каменка на Мезени, 80-е гг.© Нина Филева

«Когда в руках в детстве бывает — надолго запомнится… Лет 12—14 было, отец говорит: "Сделай ладку. Стяпай, а потом – гуляй!" Сделаю, конечно, грубо, а уйду, и отец подделает, и не узнать…»


Сергей Шеметов (1969 г.р.). Село Конёво, Плесецкий район, 1980 г.Сергей Шеметов (1969 г.р.). Село Конёво, Плесецкий район, 1980 г.© Нина Филева


Амосова Марфа Лукинична (1902 г.р.). Пинежье, 70-е годы.Амосова Марфа Лукинична (1902 г.р.). Пинежье, 70-е годы.© Нина Филева

«На Мечище (смотрины девушек) на праздник девушки в уши "кошельки" наденут — серьги с жемчугом серебряные. Ножечки эки висят! Были серьги "семероножки", да разные. Идет девушка на Мечище — как Богородица! Несколько раз в день переодевались — утром в одном, днем в другом, вечером в третьем».


Неизвестный мастер точит веретено. Пинежский район, 1983 г.Неизвестный мастер точит веретено. Пинежский район, 1983 г.© Нина Филева
Григорьева Пелагея Григорьевна (1910 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1976 г.Григорьева Пелагея Григорьевна (1910 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1976 г.© Нина Филева
Рохин Яков Григорьевич («Яшка-самолет»). 1975 г.Рохин Яков Григорьевич («Яшка-самолет»). 1975 г.© Нина Филева
Баба Дуня на огороде. Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.Баба Дуня на огороде. Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.© Нина Филева
Ульяна Ивановна Бабкина (1889—1977), снимок 1977 г.Ульяна Ивановна Бабкина (1889—1977), снимок 1977 г.© Нина Филева


Народный мастер каргопольской глиняной игрушки. Единственная среди других мастеров занималась лепкой игрушки в 50—60-е годы ХХ в., годы упадка гончарного промысла. Имя игрушечницы стало известно в начале 60-х годов ХХ в. благодаря писателю и коллекционеру Ю.А. Арбату, и вскоре к Ульяне Ивановне началось паломничество музеев и коллекционеров. Творческий почерк Ульяны Бабкиной — мастерицы и сказительницы — отличают фантазия и жизнерадостность, свобода лепки, живописная, экспрессивная манера росписи. Ее «бобки» (так называли в старину игрушку) — это фигурки крестьян в праздничных нарядах, сценки народных игр и гуляний, фигурки животных. Любимый персонаж — Полкан-богатырь, покровитель и защитник, олицетворение силы народного духа.

«Вот я ему и женку придумала — Полканиха и есть. Красным покрасила – значит, красивая, добрая. А он – сильный, смелый. Руку всегда вверх поднимает».

Фрагмент прялки с мезенской росписью. Деревня Палащелье, Лешуконский район, 1982 г.Фрагмент прялки с мезенской росписью. Деревня Палащелье, Лешуконский район, 1982 г.© Нина Филева
Жестянщик Григорий Васильевич Завернин (1916 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1985 г.Жестянщик Григорий Васильевич Завернин (1916 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1985 г.© Нина Филева
Часовня в деревне Село, Хотеново, 1990 г. и 2012 г.Часовня в деревне Село, Хотеново, 1990 г. и 2012 г.© Нина Филева, Артем Никитин
Мастера Килюшевы из села Ирта Ленского р-на. 1975 г.Мастера Килюшевы из села Ирта Ленского р-на. 1975 г.© Нина Филева


Кавалер Георгиевского креста, народный мастер и сказитель Фатьянов Мартын Филиппович (1887 г.р.). Деревня Селище на Мезени, 80-е гг.Кавалер Георгиевского креста, народный мастер и сказитель Фатьянов Мартын Филиппович (1887 г.р.). Деревня Селище на Мезени, 80-е гг.© Нина Филева

«Кровь-то из меня в 1-ю войну вылили, а больше и не наливали. Немцы-то на меня идут и как снопы валятся. А винтовка сама стрелять стала, я только целюсь… Я побежал, а немцы-то думают, я — немец, а пуля-то и попала в меня, я шинелью накрылся — вот тут у меня вся кровь и вытекла, на границе с Германией. С этих пор и стал я легкий, как лоскут на ветру. За то и крестом меня наградили… Дак сейчас-то я хорошо живу: "Всё в порядке, всё в порядке — Ворошилов на лошадке!"»

Яков Мельников с женой во дворе дома. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.Яков Мельников с женой во дворе дома. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.© Нина Филева
Кенозерье. 1975 г.Кенозерье. 1975 г.© Нина Филева
Кузнец Зуев Григорий Григорьевич (1941 г.р.). Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.Кузнец Зуев Григорий Григорьевич (1941 г.р.). Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.© Нина Филева
Жидкий Андрей Никитич (1914 г.р.). Пинежье, 80-е годы.Жидкий Андрей Никитич (1914 г.р.). Пинежье, 80-е годы.© Нина Филева

«Лодка-"стружок" из осины, "осиновка" долбленая. Чем она шире, тем выше мастерство. У нас говорили, где мотор не пройдет, там стружок проскочит. Мы на них еще и сейчас сено возим. Раньше на шесте толкались, а теперь и мотор повесим».

Верховье Мезени, 1982 г.Верховье Мезени, 1982 г.© Нина Филева
Деревня Село, Хотеново. Осень 2012 г.Деревня Село, Хотеново. Осень 2012 г.© Артем Никитин
Дом в Ошевенске, Каргопольский район. Весна 2012 г.Дом в Ошевенске, Каргопольский район. Весна 2012 г.© Артем Никитин
Двор заброшенного дома в деревне Патровская (Тихманьга). Осень 2011 г.Двор заброшенного дома в деревне Патровская (Тихманьга). Осень 2011 г.© Артем Никитин

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Илья Будрайтскис: «Важным в опыте диссидентов было серьезное отношение к чужим идеям»Вокруг горизонтали
Илья Будрайтскис: «Важным в опыте диссидентов было серьезное отношение к чужим идеям» 

Разговор о полезных уроках советского диссидентства, о конфликте между этикой убеждения и этикой ответственности и о том, почему нельзя относиться к людям, поддерживающим СВО, как к роботам или зомби

14 декабря 202222388
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий»Вокруг горизонтали
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий» 

Известный социолог об огромном репертуаре неформальных практик в России (от системы взяток до соседской взаимопомощи), о коллективной реакции на кризисные времена и о том, почему даже в самых этически опасных зонах можно обнаружить здравый смысл и пользу

5 декабря 202221010
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговорВокруг горизонтали
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговор 

Что становится базой для массового протеста? В чем его стартовые условия? Какие предрассудки и ошибки ему угрожают? Нужна ли протесту децентрализация? И как оценивать его успешность?

1 декабря 202237128
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь»Вокруг горизонтали
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь» 

Сможет ли Web 3.0 справиться с освобождением мировой сети из-под власти больших платформ? Что при этом приобретается, что теряется и вообще — так ли уж революционна эта реформа? С известным теоретиком медиа поговорил Митя Лебедев

29 ноября 202221026
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?»Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?» 

Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности

4 ноября 202230895