
От редакции COLTA.RU
Фотокнига «Груз человеческий» включает в себя фотографии, тексты и иллюстрации, сделанные мной и товарищами в течение четырех лет, с 2015 по 2019 год. Все они так или иначе связаны с темой железнодорожных грузоперевозок, однако особое место в книге отводится тем случаям, когда в качестве перевозимого груза добровольно или принудительно выступал человек.
Практика путешествий на грузовых поездах и неаэрозольного рисования на них восходит к Америке первой половины прошлого века, когда странствующие таким образом в поисках работы сформировали особое ответвление американской народной культуры под названием «хобо». Лейтмотивом данной культуры стала тема внутренней и внешней свободы, которую обретает странник, оставивший за плечами оковы оседлого быта. В Советском Союзе ничего похожего, насколько мне известно, не существовало. Хотя люди также использовали грузовые поезда для перемещений, чаще это было связано с тяжелыми жизненными обстоятельствами и не имело такого масштабного характера. Куда больше людей в первой половине советской истории перевозилось по железной дороге принудительно — на места переселения, фронт или в исправительно-трудовые лагеря. Одним из таких людей является лирический герой рукописных страниц, приведенных в книге. Безымянный заключенный рассказывает о зацикленной и скудной на события лагерной жизни, в которой он занял особое, в своем роде привилегированное, положение: на долю рассказчика выпала работа по утилизации груза, поступающего из забоев. Потертые страницы его дневника и нумерованные «архивные» снимки чередуются в книге с фотографиями из поездок в современных грузовых вагонах, смешиваясь в единое вневременное повествование о воли и добровольности, человеческом труде, неистребимости памяти прошлого и неотвратимости трагедии будущего.
Несмотря на то что в книге содержится почти прямое указание на конкретные даты и исторические события, все эти материалы (равно как и остальные мои работы, связанные с историей как нацистских концентрационных, так и советских исправительно-трудовых лагерей) выполнены как псевдодокументальные и не претендуют ни на историческую подлинность, ни на манифестацию моей политической позиции относительно этих событий. Моим замыслом было, используя пресловутую псевдореконструкцию как знаковую систему, обозначить более свободные от исторической конъюнктуры вопросы (указание на это содержится уже в двусмысленности названия работы). Оставляя эти вопросы без ответов, книга, возможно, сталкивает зрителя с ощущением безвыходности, однако именно в нем я скорее склонен черпать силы и воодушевление, чем в такой системе идей, для которой неразрешимых вопросов не существует.
Книга «Груз человеческий» вышла в 2019 году в издательстве Invalid Books
Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиФилософ Мария Бикбулатова о том, что делать с чувствами, охватившими многих на фоне военных событий, — и как перейти от эмоций к рациональному действию
1 марта 202229365Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины
1 марта 202219867Англо-немецкий и русско-украинский поэтический диалог Евгения Осташевского и Евгении Белорусец
1 марта 202216166Глава из новой книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации»
22 февраля 202212439Разговор Дениса Куренова о новой книге «Воображая город», о блеске и нищете урбанистики, о том, что смогла (или не смогла) изменить в идеях о городе пандемия, — и о том, почему Юго-Запад Москвы выигрывает по очкам у Юго-Востока
22 февраля 202220914