Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242579Весной 2013 года Российская государственная библиотека впервые в истории пустила в книгохранилище посторонних. Молодые фотографы и видеохудожники Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко получили свободный доступ в любые уголки Ленинки, и каждому было предложено сделать свои персональные проекты, связанные с этим своеобразным местом. Я попал в их число.
После общения с сотрудниками Ленинки я нащупал и основную смысловую канву, которую попытался отразить в своей работе. Это конфликт старого и нового, людей из ушедшей советской эпохи и неотвратимо наступающих новых технологий.
В библиотеке имеются невероятно сложные «аналоговые» системы обработки заказов, которые не менялись с момента открытия библиотеки. Например, такие технологические атавизмы, как пневмопочта и карточные каталоги.
Читательские заказы упаковываются в специальные колбы, которые со свистом путешествуют по проложенным по всему зданию трубкам-каналам. Когда работники книгохранилища получают колбу, они находят нужные книги и с помощью вертикального транспортёра доставляют их на второй ярус, откуда на качелях цепного конвейера они отправляются непосредственно в читальные залы.
Всего в книгохранилище 19 этажей. Самые ценные коллекции находятся на верхнем ярусе, куда можно подняться только пешком, так как лифт туда не доходит. Иногда читатели жалуются, что книги с 19-го яруса могут доставлять несколько дней вместо двух часов.
Несмотря на то что обслуживание таких сложных механических систем требует больших трудозатрат, а скорость обработки заказов очень низкая, внедрение новых, «цифровых», систем обработки информации вызывает проблемы другого рода, связанные с возрастом сотрудников и их приспособляемостью к современным способам работы.
Подтверждение своим наблюдениям я нашел в интервью с генеральным директором библиотеки А.И. Вислым:
«Библиотека — слово женского рода. Значит, пенсионный возраст — 55 лет. Получается, РГБ выйдет на пенсию через семь-восемь лет, когда средний возраст превысит 55 лет. Идет сокращение персонала, причем там, где персонал нужен, — в обслуживании читателей. Другая сторона этой же самой проблемы — женщины, которые работают в читальных залах, где уже везде стоят компьютеры. Им по 50—60 лет, они этот компьютер увидели только три-пять лет назад. Соответственно их уровень владения техникой крайне невысок. А к ним приходят студенты 18—20 лет, которые с детства сидят за компьютером, в интернете. И появляется абсолютно очевидный разрыв».
Конечно, сотрудники вносят свою лепту и во внутреннее убранство рабочих пространств. Несмотря на строгие запреты, женщины украшают свои рабочие места бесчисленными статуэтками, мягкими игрушками, иконами и плакатами с котятками всех мастей. Некоторые даже умудряются содержать настоящих кошек, тщательно скрывая их в далеких уголках книжных лабиринтов.
Рождаются в стенах библиотеки и свои пропитанные мистикой легенды, самая популярная из которых повествует о блуждающем среди стеллажей с книгами духе библиографа Николая Рубакина, подарившего Ленинке огромную коллекцию книг. Говорят, однажды вечером, когда сотрудница доставала книгу из рубакинского собрания, дверь в хранилище открылась и закрылась сама собой, как будто зашел кто-то невидимый. Также ходят слухи, что часть праха Рубакина перенесли в библиотеку — поближе к любимой коллекции покойного.
Среди посетителей Ленинки очень много пожилых и совсем старых людей. Есть очень странные завсегдатаи и даже местные городские сумасшедшие.
Частая картина в Ленинке — спящие посетители, и не просто дремлющие, а именно спящие часами. Спать в коридорах на диванах и просто в читальном зале прямо на открытой книге — обычное дело. Видимо, это связано с тем, что книги взять с собой нельзя, а тихая, уютная атмосфера, прямо скажем, не располагает к многочасовому бодрствованию.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242579Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243468Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411077Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417661Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418362Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421037Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421847Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426954Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427174Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427970