9 июля 2014Colta Specials
237

Лабиринты Ленинки

Фотограф Дмитрий Лукьянов попал в потайные уголки Российской государственной библиотеки

 
От автора

Весной 2013 года Российская государственная библиотека впервые в истории пустила в книгохранилище посторонних. Молодые фотографы и видеохудожники Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко получили свободный доступ в любые уголки Ленинки, и каждому было предложено сделать свои персональные проекты, связанные с этим своеобразным местом. Я попал в их число.

После общения с сотрудниками Ленинки я нащупал и основную смысловую канву, которую попытался отразить в своей работе. Это конфликт старого и нового, людей из ушедшей советской эпохи и неотвратимо наступающих новых технологий.

В библиотеке имеются невероятно сложные «аналоговые» системы обработки заказов, которые не менялись с момента открытия библиотеки. Например, такие технологические атавизмы, как пневмопочта и карточные каталоги.

Читательские заказы упаковываются в специальные колбы, которые со свистом путешествуют по проложенным по всему зданию трубкам-каналам. Когда работники книгохранилища получают колбу, они находят нужные книги и с помощью вертикального транспортёра доставляют их на второй ярус, откуда на качелях цепного конвейера они отправляются непосредственно в читальные залы.

Всего в книгохранилище 19 этажей. Самые ценные коллекции находятся на верхнем ярусе, куда можно подняться только пешком, так как лифт туда не доходит. Иногда читатели жалуются, что книги с 19-го яруса могут доставлять несколько дней вместо двух часов.

Несмотря на то что обслуживание таких сложных механических систем требует больших трудозатрат, а скорость обработки заказов очень низкая, внедрение новых, «цифровых», систем обработки информации вызывает проблемы другого рода, связанные с возрастом сотрудников и их приспособляемостью к современным способам работы.

Подтверждение своим наблюдениям я нашел в интервью с генеральным директором библиотеки А.И. Вислым:

«Библиотека — слово женского рода. Значит, пенсионный возраст — 55 лет. Получается, РГБ выйдет на пенсию через семь-восемь лет, когда средний возраст превысит 55 лет. Идет сокращение персонала, причем там, где персонал нужен, — в обслуживании читателей. Другая сторона этой же самой проблемы — женщины, которые работают в читальных залах, где уже везде стоят компьютеры. Им по 50—60 лет, они этот компьютер увидели только три-пять лет назад. Соответственно их уровень владения техникой крайне невысок. А к ним приходят студенты 18—20 лет, которые с детства сидят за компьютером, в интернете. И появляется абсолютно очевидный разрыв».

Конечно, сотрудники вносят свою лепту и во внутреннее убранство рабочих пространств. Несмотря на строгие запреты, женщины украшают свои рабочие места бесчисленными статуэтками, мягкими игрушками, иконами и плакатами с котятками всех мастей. Некоторые даже умудряются содержать настоящих кошек, тщательно скрывая их в далеких уголках книжных лабиринтов.

Рождаются в стенах библиотеки и свои пропитанные мистикой легенды, самая популярная из которых повествует о блуждающем среди стеллажей с книгами духе библиографа Николая Рубакина, подарившего Ленинке огромную коллекцию книг. Говорят, однажды вечером, когда сотрудница доставала книгу из рубакинского собрания, дверь в хранилище открылась и закрылась сама собой, как будто зашел кто-то невидимый. Также ходят слухи, что часть праха Рубакина перенесли в библиотеку — поближе к любимой коллекции покойного.

Среди посетителей Ленинки очень много пожилых и совсем старых людей. Есть очень странные завсегдатаи и даже местные городские сумасшедшие.

Частая картина в Ленинке — спящие посетители, и не просто дремлющие, а именно спящие часами. Спать в коридорах на диванах и просто в читальном зале прямо на открытой книге — обычное дело. Видимо, это связано с тем, что книги взять с собой нельзя, а тихая, уютная атмосфера, прямо скажем, не располагает к многочасовому бодрствованию.

Сайт фотографа


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242579
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243468
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411077
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417661
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421847
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427174
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427970