Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242560Фотограф Платон Терентьев снял проект о проблеме создания Богучанского водохранилища на реке Ангаре и переселении жителей из деревень, попавших в зону затопления.
15 октября 2012 года, несмотря на протесты жителей Приангарья, ученых, экологов, журналистов, состоялся ввод в эксплуатацию первых агрегатов Богучанской ГЭС.
Последний советский долгострой (ГЭС возводили 38 лет) был запущен без проведения оценки воздействия проекта на окружающую среду, без создания в регионе новой федеральной охраняемой территории, необходимой для компенсации ущерба природе, без проведения должной очистки ложа будущего водохранилища, с многочисленными скандалами вокруг переселения жителей затопляемой территории.
В зону затопления, подтопления и берегопереработки Богучанского водохранилища попали 29 деревень и сел (25 в Красноярском крае и 4 в Иркутской области). Их население полностью или частично переселено в соседние города. В 2008—2013 гг. расселено около 7000 человек.
Создание водохранилища привело к полной перестройке экосистем в зоне затопления. Можно говорить о том, что в результате создания Богучанского водохранилища Северное Приангарье стало районом экологического бедствия. Уже сегодня наблюдаются серьезные экологические перемены, в том числе изменения в геомагнитной обстановке.
Если вы наберете в интернет-поиске слово «Ангара», то узнаете, что на реке запущены четыре гидроэлектростанции, еще две или три в планах. Одна из самых крупных, красивых и чистых рек нашего континента превращена в несколько водохранилищ.
С каким чувством люди разменивают свои родные дома на квартиры в городских новостройках? Становятся ли потерянные территории важной проблемой для переселенцев? Как реагирует природа на появление новой плотины? Что остается от затопленных деревень? Это основные вопросы, поиск ответов на которые стал целью создания этой фотоистории.
Помимо проблем, связанных с экологией и переселением, существуют также и морально-этические. Многих людей волнует вопрос самоопределения после потери своей малой родины, своей особой бытовой культуры.
Для большинства людей, подвергшихся переселению, строительство ГЭС оказалось крахом их уклада жизни. Это коснулось как хозяйственной, так и культурной сферы.
Местные жители называют себя ангарцами (те, кто родился и вырос на берегах реки Ангары) — такой архетип для людей означает, как правило, особые качества личности, особое отношение к природе, семье и окружающим людям.
Переселенцы показывают вещи, которые они перевезли из деревень в города, но их оказывается совсем немного: «То, что осталось от моей родины, — это перевезенный прах родных, это моя главная память. И разговор. Мы иногда собираемся с односельчанами и разговариваем на своем языке. Но любая встреча — это только воспоминания о потерянном, об ушедших людях».
«Для кого течет река? Ой, не для меня…» — строчка из песни, которую пели деревенские бабушки, ныне переселенные в города. И действительно: река теперь течет не для них. Вместе с берегами под воду уходят местные традиции, песни и память, теряется историческое наследие ангарских поселений.
Съемки проходили в городах Усть-Илимск, Красноярск, Братск, Кодинск, селах Кеуль, Невон, Новая Недокура, Болтурино, Богучаны, акватории Богучанского водохранилища в 2012—2013 гг.
Дополнительные материалы, фотографии, интервью переселенцев и данные социологического опроса собраны на сайте sudbaboguchan.ru, посвященном проблеме создания водохранилища
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242560Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243446Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411059Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417644Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418343Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421018Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421830Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426936Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427154Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427965