19 июня 2019Colta Specials
240

Рижское метро

Эва Саукане реконструирует советскую утопию — метрополитен в Риге, которого не было

 

Идея построить в Риге систему метрополитена возникла в 1970-х. Для 800-тысячной столицы Латвийской ССР решили сделать исключение — по советским стандартам строительство метро было целесообразно в городах с населением от одного миллиона человек. Проект был принят к реализации в 1986-м — строительство метрополитена должно было начаться в 1990-м, а закончиться к 2000 году. Предполагалось, что первый пусковой участок первой линии свяжет центр Риги (не проходя под Старым городом) и ее части по обе стороны Даугавы за восемь станций — от Засулаукса до ВЭФа, которые поезд преодолевал за 12 минут.

Строительство даже не успело пойти полным ходом — были проведены только геологоразведочные работы. Первые возражения специалистов и экологов против рижского метро возникли в 1987-м, а к следующему году они вылились в массовые демонстрации, стимулировавшие возрождение национального движения и протест против советской власти. Поэтому для старшего поколения латышей рижское метро — это символ советской оккупации, а для людей, выросших, как Эва Саукане, в постсоветское время, — утопический социальный проект, который мог бы изменить жизнь в городе к лучшему.

От автора

Я родилась в 1988 году. А 27 апреля того же года произошло одно из самых важных событий «третьего пробуждения» в Латвии — демонстрация против строительства метро в Риге. Прошло больше 30 лет с момента остановки проекта, и выросло поколение, для которого идея строительства метро является не угрозой, а, скорее, неосуществленным экзотическим проектом, который поставил бы Ригу в ряд с другими развитыми мегаполисами.

Мой проект — это путешествие во времени и пространстве, визуализирующее идею метро от его создания до запуска. Связанные с метро документальные свидетельства и артефакты настолько удивительны, что их просмотр в современном контексте, кажется, колеблется между исторической реальностью рижского метро и его городским мифическим изображением.


Фотоэкспедиция «Засулаукс — ВЭФ за 12 минут».
Часть проекта Эвы Саукане — тур по городу, в ходе которого участники могли ознакомиться с городскими районами вдоль первой планируемой ветки метро. Считалось, что поезду потребуется 12 минут, чтобы преодолеть расстояние между двумя крайними станциями первой очереди строительства. Организаторы: Эва Саукане, Мартиньш Энгелис. Участники и фотографы: Эва Саукане (Латвия), Катрина Кепуле (Латвия), Зелма Думпе-Эглите (Латвия), Иева Лаубе (Латвия), Агнесе Люция Пундиня (Латвия), Кристианс Розитис (Латвия), Майкл Холланд (Великобритания), Анастасия Сульженко (Россия)


Сайт автора

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202319753
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325168