
Ревизия и ее результаты
Идея построить в Риге систему метрополитена возникла в 1970-х. Для 800-тысячной столицы Латвийской ССР решили сделать исключение — по советским стандартам строительство метро было целесообразно в городах с населением от одного миллиона человек. Проект был принят к реализации в 1986-м — строительство метрополитена должно было начаться в 1990-м, а закончиться к 2000 году. Предполагалось, что первый пусковой участок первой линии свяжет центр Риги (не проходя под Старым городом) и ее части по обе стороны Даугавы за восемь станций — от Засулаукса до ВЭФа, которые поезд преодолевал за 12 минут.
Строительство даже не успело пойти полным ходом — были проведены только геологоразведочные работы. Первые возражения специалистов и экологов против рижского метро возникли в 1987-м, а к следующему году они вылились в массовые демонстрации, стимулировавшие возрождение национального движения и протест против советской власти. Поэтому для старшего поколения латышей рижское метро — это символ советской оккупации, а для людей, выросших, как Эва Саукане, в постсоветское время, — утопический социальный проект, который мог бы изменить жизнь в городе к лучшему.
Я родилась в 1988 году. А 27 апреля того же года произошло одно из самых важных событий «третьего пробуждения» в Латвии — демонстрация против строительства метро в Риге. Прошло больше 30 лет с момента остановки проекта, и выросло поколение, для которого идея строительства метро является не угрозой, а, скорее, неосуществленным экзотическим проектом, который поставил бы Ригу в ряд с другими развитыми мегаполисами.
Мой проект — это путешествие во времени и пространстве, визуализирующее идею метро от его создания до запуска. Связанные с метро документальные свидетельства и артефакты настолько удивительны, что их просмотр в современном контексте, кажется, колеблется между исторической реальностью рижского метро и его городским мифическим изображением.
Фотоэкспедиция «Засулаукс — ВЭФ за 12 минут».
Часть проекта Эвы Саукане — тур по городу, в ходе которого участники могли ознакомиться с городскими районами вдоль первой планируемой ветки метро. Считалось, что поезду потребуется 12 минут, чтобы преодолеть расстояние между двумя крайними станциями первой очереди строительства. Организаторы: Эва Саукане, Мартиньш Энгелис. Участники и фотографы: Эва Саукане (Латвия), Катрина Кепуле (Латвия), Зелма Думпе-Эглите (Латвия), Иева Лаубе (Латвия), Агнесе Люция Пундиня (Латвия), Кристианс Розитис (Латвия), Майкл Холланд (Великобритания), Анастасия Сульженко (Россия)
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиРазговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом
29 ноября 20232539Известный публицист о проигранной борьбе за факт и о конце западноцентричной модели журналистики
17 ноября 20235685Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся
19 октября 202317543Ни с теми, ни с этими. Известный журналист ищет пути между медийными лагерями и обвиняет оппозиционно-эмигрантский в предвзятости
10 октября 202327014Заместитель главного редактора ИД «Коммерсантъ» о работе в подцензурном пространстве, о миссии и о том, что ее подрывает, и об отсутствии аудитории, заинтересованной в правде о войне
4 сентября 202351072Журналистка «Медузы» о работе в эмиграции, идентичности и о смутных перспективах на завтра и послезавтра
28 августа 202322274