Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242563Анастасия Дороганова — не только фотограф, но и сотрудник челябинского дома детской культуры «Ровесник».
Клубы по месту жительства (сокращенно КМЖ) — уникальное явление, появившееся в России больше 100 лет назад.
Первые клубные учреждения для детей и подростков в России были организованы в 1905 году. Движение стало заметным и значительным явлением социально-педагогической деятельности в стране. В 50-е — 60-е годы начали организовывать работу с детьми и подростками во дворах. Основной формой этой работы стали комнаты школьников и пионерские клубы при жилищно-коммунальных управлениях и профсоюзных комитетах заводов и фабрик. Эти учреждения содержались за счет трехпроцентных ежемесячных отчислений от коммунальной платы жильцов. Это были большие средства на организацию работы с детьми и подростками по месту жительства.
Расцвет КМЖ пришелся на 70-е — 80-е годы: достаточное финансирование, материальная оснащенность, опытные педагоги. В 90-е годы вместе с изменением общественного строя в стране изменилась и система работы. Исчезла ведомственная составляющая, резко сократилось финансирование, ушла в прошлое партийно-коммунистическая идеология. Учреждениям пришлось самоопределяться, искать даже не новые пути развития, а возможности выжить.
В настоящее время КМЖ продолжают свою работу в системе дополнительного образования. Они по-прежнему расположены в полуподвальных и цокольных помещениях жилых домов. И цель работы не изменилась: организация полезной занятости детей и подростков, проживающих «в шаговой доступности». Сейчас КМЖ живут и выживают своими силами. Кто смог развить платные услуги, тот что-то меняет изнутри. Кто нет — старается сохранить то, что имеет. Но, несмотря ни на что, педагоги работают. Они поддерживают свой мирок, свою «сказку», созданную еще в 70-е — 80-е годы. Принимают всех, и занятия бесплатные. К ним приходит новое поколение, и чаще всего это дети, которым просто больше некуда идти.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242563Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243450Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411062Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417647Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418346Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421021Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421833Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426939Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427158Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427965