30 ноября 2017Colta Specials
89070

Вспомнить [что]

Освенцим как триггер исторической памяти в проекте Александра Левина

 

В 2017 году фотопроекты на COLTA.RU разделены на несколько блоков. Пятый блок называется «Частное» и демонстрирует работы, проникающие в приватное пространство, за границы общепринятого и дозволенного, выносящие наружу индивидуальности автора и героя. Сегодня — проект Александра Левина «Вспомнить [что]».

От автора

На территории бывшего концентрационного лагеря Освенцим я оказался весной 2017 года — вместе с несколькими сотнями молодых евреев из стран постсоветского пространства. Мы путешествовали по местам Европы, которые сыграли важную роль в жизни еврейского народа: прослеживали этапы развития европейских еврейских общин в Италии и Монако, в Испании говорили о трансформации отношения к евреям и о марранах. Важнейшую роль сыграл Освенцим, и потому тут наша поездка заканчивалась.

Ко входу на территорию трудового лагеря Биркенау-1 — надписи Arbeit macht frei — мы подходим как группа туристов, еще не представляющая, с чем ей предстоит столкнуться.

Знание о Шоа, кажется, для всех здесь априорно. Не требовалось дополнительных стимуляторов чувств или воображения вроде груд отнятых у узников вещей или бараков, в которых они содержались, чтобы понимать — Это случилось здесь. Мощнейший триггер исторической памяти заставляет крутиться шестеренки разума в попытке самоидентификации куда быстрее обычного. И вот мы стоим у бараков, и многие парни надевают тфилин — не потому, что они религиозны, не потому, что подошло расписание, и даже не потому, что в Освенциме положено читать молитвы. Они делают это, скорее, в попытке единения с собственным народом и его историей. Освенцим становится общим местом нации, в котором задумываешься не только о единстве с конкретным народом, но и об отличиях от остальных. Что чувствуют здесь другие люди? Освенцим сейчас — это пространство одновременно глубоко личного, интимного (эмоций здесь никто не стесняется), и публичного; это место единения.

Эту серию фотографий я сделал, наблюдая за реакцией и ощущениями людей, прошедших вместе со мной через центральный вход лагеря — длинной вереницей еврейских мужчин и женщин, каких этот лагерь видел тысячи.

Комментарии

ФотопроектыSpacerСамое читаемоевсе фотопроекты

Сегодня на сайте

Художники разных направлений об акции «Возвращение имен»Искусство
Художники разных направлений об акции «Возвращение имен» 

Дмитрий Гутов, Александр Корноухов, Дарья Серенко, Никита Алексеев, цианид злой, Екатерина Марголис, Борис Конаков, Варя Михайлова, Шифра Каждан, Анна Десницкая, Иван Лунгин, Таисия Круговых

23 октября 201810990