![Место жительства: везде Место жительства: везде](/storage/post/29751/post_cover_picture.jpg)
Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 20243949В 2017 году фотопроекты на COLTA.RU разделены на несколько блоков. Для четвертого из них мы объявили open call, призывая фотографов поделиться с нами своими работами, раскрывающими тему «Современность». Мы окончили прием проектов и публикуем лучшие из них. Последний — «Археология коллективного бессознательного» Александра Шмелькова.
Идея этого проекта возникла как реакция на радикальное изменение визуального облика Москвы в последние несколько лет. Общественные пространства — это сфера межличностных коммуникаций. Поэтому их трансформация стала наглядным примером происходящих процессов. Планомерное благоустройство, унификация и стандартизация пространства обнажили конфликт между властью и горожанами, частным и публичным. Последнее и стало отправной точкой проекта: как горожане маркируют окружающее пространство и какие культурные пласты лежат в основе этого процесса? Постепенно проект вышел за пределы Москвы. Да и за пределы городов.
Общественные пространства можно рассматривать как текст, который создается усилиями как самих жителей, так и муниципалитетов, коммунальных служб и т.д. Материальные объекты — малые архитектурные формы в широком смысле слова (уличная мебель, ограды, детские игровые площадки и т.д.) — выступают морфологическими элементами этого текста. Они имеют и функциональное, и символическое значение. Через малые архитектурные формы транслируются ценности и культурные коды, определяются модели поведения и использования пространства, формируются ритуалы. Это создает целостный образ места, объединяет людей в сообщества.
Малые архитектурные формы в общественных пространствах различаются по ряду признаков: функциональному назначению, материалам, способу создания, эстетике и художественной форме, новизне, сохранности и т.д. В этом смысле визуальное исследование превращается в своего рода археологическую миссию. Отпечаток коллективного бессознательного, который несут эти артефакты, позволяет обратиться к исследованию ценностей и культуры людей. Это дает возможность превратить фотопроект в игру. Фотографии можно рассматривать в произвольной последовательности, формируя целостный образ пространства современности. Их можно комбинировать и классифицировать, сравнивать между собой, тем самым погружаясь в отдельные элементы этого образа. Или попытаться построить временной ряд, определив историю трансформации ценностей, культуры и эстетических представлений. Вероятно, каждый из этих способов может дать ответ на вопрос. Важно только понимать, на какой вопрос мы хотим ответить.
Этот проект не имеет временных и географических рамок. Коллекция фотографий регулярно пополняется. Выбор локаций для съемок также является свободным и определяется только наличием подходящих артефактов. Съемки проходили во дворах многоквартирных домов и в частном секторе, в скверах, парках, на городской свалке и т.д. В рамках проекта я не снимаю городскую скульптуру и арт-объекты, созданные и произведенные профессиональными архитекторами. Также проект ограничивается только публичными пространствами, поскольку они являются местом коллективного взаимодействия.
Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиБыть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 20243949Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 20245332Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 20249325Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202411011Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202413214Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом
29 ноября 202338698Известный публицист о проигранной борьбе за факт и о конце западноцентричной модели журналистики
17 ноября 202335986