4 октября 2017Colta Specials
130230

Археология коллективного бессознательного

Александр Шмельков изучает, как выглядит народный вариант программы «Моя улица»

 

В 2017 году фотопроекты на COLTA.RU разделены на несколько блоков. Для четвертого из них мы объявили open call, призывая фотографов поделиться с нами своими работами, раскрывающими тему «Современность». Мы окончили прием проектов и публикуем лучшие из них. Последний — «Археология коллективного бессознательного» Александра Шмелькова.

От автора

Идея этого проекта возникла как реакция на радикальное изменение визуального облика Москвы в последние несколько лет. Общественные пространства — это сфера межличностных коммуникаций. Поэтому их трансформация стала наглядным примером происходящих процессов. Планомерное благоустройство, унификация и стандартизация пространства обнажили конфликт между властью и горожанами, частным и публичным. Последнее и стало отправной точкой проекта: как горожане маркируют окружающее пространство и какие культурные пласты лежат в основе этого процесса? Постепенно проект вышел за пределы Москвы. Да и за пределы городов.

Общественные пространства можно рассматривать как текст, который создается усилиями как самих жителей, так и муниципалитетов, коммунальных служб и т.д. Материальные объекты — малые архитектурные формы в широком смысле слова (уличная мебель, ограды, детские игровые площадки и т.д.) — выступают морфологическими элементами этого текста. Они имеют и функциональное, и символическое значение. Через малые архитектурные формы транслируются ценности и культурные коды, определяются модели поведения и использования пространства, формируются ритуалы. Это создает целостный образ места, объединяет людей в сообщества.

Малые архитектурные формы в общественных пространствах различаются по ряду признаков: функциональному назначению, материалам, способу создания, эстетике и художественной форме, новизне, сохранности и т.д. В этом смысле визуальное исследование превращается в своего рода археологическую миссию. Отпечаток коллективного бессознательного, который несут эти артефакты, позволяет обратиться к исследованию ценностей и культуры людей. Это дает возможность превратить фотопроект в игру. Фотографии можно рассматривать в произвольной последовательности, формируя целостный образ пространства современности. Их можно комбинировать и классифицировать, сравнивать между собой, тем самым погружаясь в отдельные элементы этого образа. Или попытаться построить временной ряд, определив историю трансформации ценностей, культуры и эстетических представлений. Вероятно, каждый из этих способов может дать ответ на вопрос. Важно только понимать, на какой вопрос мы хотим ответить.

Этот проект не имеет временных и географических рамок. Коллекция фотографий регулярно пополняется. Выбор локаций для съемок также является свободным и определяется только наличием подходящих артефактов. Съемки проходили во дворах многоквартирных домов и в частном секторе, в скверах, парках, на городской свалке и т.д. В рамках проекта я не снимаю городскую скульптуру и арт-объекты, созданные и произведенные профессиональными архитекторами. Также проект ограничивается только публичными пространствами, поскольку они являются местом коллективного взаимодействия.

Сайт автора














Комментарии
Сегодня на сайте
«Мы заново учимся видеть»Colta Specials
«Мы заново учимся видеть» 

Философ Виталий Куренной, архитектурный критик Сергей Ситар и архитектор Юрий Григорян дискутируют о парадоксах российского пейзажа и культуре быстрого уродства

21 марта 201923930
Алекс Патерсон из The Orb: «Нас предупреждали: “Остерегайтесь пить местную воду, лучше пейте водку!”»Современная музыка
Алекс Патерсон из The Orb: «Нас предупреждали: “Остерегайтесь пить местную воду, лучше пейте водку!”» 

Лидер британской группы, заменившей Pink Floyd поколению 90-х, — о новом альбоме в стиле Airbnb, русскоязычных сэмплах и мифогенном фестивале «Бритроника»

21 марта 201920150