Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243421Гитарист, аранжировщик и настоящий трудоголик Антон Макаров в этом году спродюсировал ряд заметных записей, среди которых пластинка «Мир Другой» блюз-рокера Mika Vino и недавний альбом «Станция Отдых» ветеранов инди-сцены — группы «Сансара». Настал черед и собственного проекта «Диктофон», пока что не имевшего полноформатного релиза, но изрядно подогревшего интерес к себе синглами «Космонавт», «Инвалид» и «Поле чудес». Поклонники должны быть довольны: «Хотелось» — это цельная, выдержанная работа с узнаваемым темным — или, как определяет сам Макаров, «ретронуарным» — звуком, к тому же демонстрирующая очевидный прогресс в работе с русским языком (ранее музыкант сочинял преимущественно на английском. — Ред.). Как всегда, Антон единолично все придумал, записал, свел и сыграл на всех инструментах. Для премьеры на COLTA.RU «самородок из Жуковского» ответил на пару-тройку наших вопросов.
— «Хотелось» — по сути, твой второй сольный русскоязычный альбом после пластинки «Черный кабинет» 2016 года, которой ты остался недоволен, в частности, цитирую — «из-за неверно найденной корреляции музыки и музыкальности слога». Как с этим обстоят дела на новом альбоме?
— Кажется, что я нашел свое место в роли наблюдателя за событиями вокруг, поэтому процесс стал более естественным, чем перевод условных английских фраз на русский. Оказалось, что язык — классный конструктор и игрушка для ума, хотя «поэтичность» и «талант», на мой вкус, — слова, далекие от моих текстов. Может быть, во мне говорит некая скромность, но не могу не отметить, что меня крайне удивил тот факт, что новые песни (а именно — те, которые выходят под эгидой проекта «Диктофон») плотно засели в плеерах слушателей, а люди на концертах подпевают строчки. Иной раз это сильно трогает, как на презентации сингла «Инвалид» в Питере. Чаще всего многие события я драматизирую и вижу в черно-белых, мрачных красках. Отсюда и взялся весь этот флер черного юмора, хотя темы на альбоме «Хотелось» мне действительно важны и дались порой трудно для оформления этих мыслей в тексты и песни. Здесь есть и архетипические фрейдовские темы любви и жизни, как в «Хуже некуда» или «Еще еще еще», и интерсекс-люди в «Инвалиде» или насилие в «Убери свои руки прочь». Мне она, кстати, пожалуй, больше всего нравится в корреляции музыкальности слога и музыки на альбоме. Моя черная ирония заключалась в том, чтобы взять наиболее прилизанный звук и посмотреть, как в этом блендере уживаются темы насилия, инцеста, тотема, табу и прочих сложных аспектов жизни. На альбоме есть несколько строчек, которыми я недоволен, но в целом я рад, что не переписал «Черный кабинет», а сделал что-то более добросовестное и честное. Хотя бы с моей стороны.
— Лирический герой, представленный на «Хотелось», — такой типичный блюзовый персонаж. Романтичного склада загадочный парень, которому не очень везет в любви или же он от нее бежит. Как сформировалась эта эстетика?
— Лирический герой — явно нездоровый паренек. Мне как автору хотелось бы с ним не ассоциироваться и оставить его за скобками своей жизни, хотя, безусловно, личностный фильтр всегда имеется. Даже в толстой книжке «История советского джаза» поднимается тема корреляции личности музыканта и того, что он играет или поет. Но мне понравилось, что чем больше я наблюдаю, а не являюсь героем, тем трезвее могу оценить обстановку. Чтобы такой лирический герой родился и жил в своем естественном мире, автору оказалось необходимо оставаться на нейтральной стороне, чтобы ставить его в крайне неловкие положения и давать ему непростые реплики. Но это работает для меня, а для другого такого «автора» по-другому. Дам спойлер, что следующий релиз я планирую сделать о животных. Там столько инстинкта, грусти, неоправданных действий и печали, которые можно природно отнести к человеку, что я уже разворачиваю свои наблюдательные базы там.
— На альбоме практически нет гитарных соло и вообще рок-боевиков, к которым ты тяготел первые пять лет карьеры. Да и в целом работа получилась преимущественно меланхоличная. Почему так?
— Гитарные соло — это прекрасный способ реализовать свое эго, и порой это красиво, порой это безобразно. Мне как человеку, который снимал Ричи Блэкмора в детстве, конечно, очень нравятся гитарные соло, но сегодня я работал над другими вещами — над песнями, текстами, звуками, темами и созданием единого полотна. Там не оказалось места для «поливалова», чему я очень рад, на самом деле. Но это был неосознанный выбор — просто место оказалось занято повествованием, действующими лицами песен и т.д. Мне вообще, наверное, подсознательно хотелось размыть ощущение, что кто-то выпирает вперед и солирует. Скорее, мне было важно, чтобы это звучало органично. Вообще если так дело пойдет, то я не прочь передать инструмент кому-то в «Диктофоне» и сфокусироваться на повествовании и вокале. Но пока это трио, и оно звучит хорошо в своей меланхолии. Плюс ты знаешь мою любовь к образному мышлению в плане инструментала, и там по факту на концертах есть классные моменты для солирования. Но никто не знает: вдруг следующий релиз начнется с десятиминутного соло?
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243421Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20244894Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411750Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202418327Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202419006Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421765Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422507Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427613Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427821Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428489