14 ноября 2017Colta Specials
434

Я, Обломов

Обломовщина XXI века в проекте Икуру Куваджимы

 

В 2017 году фотопроекты на COLTA.RU разделены на несколько блоков. Пятый блок называется «Частное» и демонстрирует работы, проникающие в приватное пространство, за границы общепринятого и дозволенного, выносящие наружу индивидуальности автора и героя. На этот раз — проект Икуру Куваджимы «Я, Обломов».

От автора

Проект «Я, Обломов» посвящается роману «Обломов», написанному русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в середине XIX века. Сегодня, более чем полтора века спустя, это произведение по-прежнему остается одним из ключей для расшифровки русского менталитета, который традиционно смущает и очаровывает иностранных гостей.

Героем романа является Илья Ильич Обломов — помещик, живущий в Санкт-Петербурге. Он человечен и нежен, но абсолютно бездеятелен. День за днем он лежит на диване, рассеянно принимая поток гостей. Заблудившись в бесцельных грезах, он, по-видимому, не способен предпринять даже простейшие действия. Напуганный перспективой какого-либо труда, он также утратил и аппетит к жизни, лежащей за пределами его ленивой рутины.

Является ли это чистой ленью или стоической мудростью? Это загадочное состояние — обломовщина — осталось актуальным и в нынешней России. В этом проекте я представляю свою интерпретацию этого феномена, характерного для постсоветского пространства, через серию автопортретов и фотографий интерьеров, сделанных мной в поездках по России, Украине, Казахстану и Киргизии. Как показано в фотографиях, мне нередко приходилось подолгу лежать, поглощенному депрессией, ленью, плохой погодой и похмельем. Фотографии, показывающие эти моменты, становятся подтверждением того, что за девять лет, прожитых на постсоветском пространстве, обломовщина вполне может стать реальностью для японского фотографа. «Умом Россию не понять…» — эта цитата хорошо передает многозначность обломовщины. Со временем Россия впитывается в тело; это нелегко объяснить и трудно не почувствовать. Русские писатели, такие, как Толстой, Достоевский, Чехов, выразили свое восхищение Обломовым. Другие же отнеслись к нему с пренебрежением. Ленин, например, писал: «Старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел…» Набоков однажды сказал, что «Россию погубили два Ильича». Тем не менее самому Ленину тоже не удалось ослабить власть Обломова над русским обществом. Проживая здесь, я присоединился к рядам бесчисленных современных обломовцев, просыпающих катаклизмы и кризисы и живущих в своих грезах.

Сайт автора

Книга Икуру Куваджимы «Я, Обломов», победившая в конкурсе книжных макетов Фотобукфеста-2017, будет представлена на стенде «АВС Дизайн» на выставке-ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ (с 29 ноября 2017 года).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202319756
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325170