
От редакции COLTA.RU
В 2017 году фотопроекты на COLTA.RU разделены на несколько блоков. Пятый блок называется «Частное» и демонстрирует работы, проникающие в приватное пространство, за границы общепринятого и дозволенного, выносящие наружу индивидуальности автора и героя. На этот раз — проект Икуру Куваджимы «Я, Обломов».
Проект «Я, Обломов» посвящается роману «Обломов», написанному русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в середине XIX века. Сегодня, более чем полтора века спустя, это произведение по-прежнему остается одним из ключей для расшифровки русского менталитета, который традиционно смущает и очаровывает иностранных гостей.
Героем романа является Илья Ильич Обломов — помещик, живущий в Санкт-Петербурге. Он человечен и нежен, но абсолютно бездеятелен. День за днем он лежит на диване, рассеянно принимая поток гостей. Заблудившись в бесцельных грезах, он, по-видимому, не способен предпринять даже простейшие действия. Напуганный перспективой какого-либо труда, он также утратил и аппетит к жизни, лежащей за пределами его ленивой рутины.
Является ли это чистой ленью или стоической мудростью? Это загадочное состояние — обломовщина — осталось актуальным и в нынешней России. В этом проекте я представляю свою интерпретацию этого феномена, характерного для постсоветского пространства, через серию автопортретов и фотографий интерьеров, сделанных мной в поездках по России, Украине, Казахстану и Киргизии. Как показано в фотографиях, мне нередко приходилось подолгу лежать, поглощенному депрессией, ленью, плохой погодой и похмельем. Фотографии, показывающие эти моменты, становятся подтверждением того, что за девять лет, прожитых на постсоветском пространстве, обломовщина вполне может стать реальностью для японского фотографа. «Умом Россию не понять…» — эта цитата хорошо передает многозначность обломовщины. Со временем Россия впитывается в тело; это нелегко объяснить и трудно не почувствовать. Русские писатели, такие, как Толстой, Достоевский, Чехов, выразили свое восхищение Обломовым. Другие же отнеслись к нему с пренебрежением. Ленин, например, писал: «Старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел…» Набоков однажды сказал, что «Россию погубили два Ильича». Тем не менее самому Ленину тоже не удалось ослабить власть Обломова над русским обществом. Проживая здесь, я присоединился к рядам бесчисленных современных обломовцев, просыпающих катаклизмы и кризисы и живущих в своих грезах.
Книга Икуру Куваджимы «Я, Обломов», победившая в конкурсе книжных макетов Фотобукфеста-2017, будет представлена на стенде «АВС Дизайн» на выставке-ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ (с 29 ноября 2017 года).
Знаете ли вы героев главного российского фестиваля новой музыки?
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиФилософ Мария Бикбулатова о том, что делать с чувствами, охватившими многих на фоне военных событий, — и как перейти от эмоций к рациональному действию
1 марта 202240976Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины
1 марта 202228655Англо-немецкий и русско-украинский поэтический диалог Евгения Осташевского и Евгении Белорусец
1 марта 202224800Глава из новой книги Виктора Вахштайна «Воображая город. Введение в теорию концептуализации»
22 февраля 202218501Разговор Дениса Куренова о новой книге «Воображая город», о блеске и нищете урбанистики, о том, что смогла (или не смогла) изменить в идеях о городе пандемия, — и о том, почему Юго-Запад Москвы выигрывает по очкам у Юго-Востока
22 февраля 202227410