The Grus. «Nest»

Экспериментальный трип-хоп из русской деревни, записанный при участии сына режиссера Джона Карпентера и вороны Нины

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© The GRUS

«Grus» на латыни означает «журавль». Трип-хоп-дуэт The Grus, состоящий из певицы Александры Журавлевой и музыканта-многостаночника Саймона Гендора, живет в деревне под Тверью с населением 30 человек и записывает музыку в домашней студии с помощью аналоговых синтезаторов, советских бас-гитар, самодельных инструментов и пленочных магнитофонов. Они увлекаются «природным мастерингом», ради которого закапывают фонограммы на пленках в землю на месяц. Словом, экспериментируют как могут.

COLTA.RU представляет их дебютную пластинку «Nest», которая выходит в июне на норвежском лейбле Follyphone Records. В ее записи приняли участие Коди Карпентер — сын культового американского кинорежиссера и композитора Джона Карпентера, лидер прог-рок-группы Ludrium — и ворона Нина.


О группе и записи

Все началось спонтанно летом 2014 года, когда мы познакомились с Коди Карпентером и попросили его сделать соло-партию для фортепианного трека «Home». Результат сотрудничества неожиданно заставил нас пересмотреть всю концепцию проекта, свести все к минимуму, возможно, даже к примитиву. Многое мы почерпнули из архивов американского фольклориста Алана Ломакса, который записывал Веру Холл, Бесси Джонс и многих других прекрасных госпел/спиричуэл-исполнителей. И лишь потом все это начало обрастать всеми этими экспериментами с советскими бас-гитарами, пленочным мастерингом а-ля Скрэтч Перри, синтезаторным гудением, птицами, стучащими на перкуссии, самодельными струнными инструментами, микрофонами из старых телефонных трубок, сэмплерами и т.д. и т.п. Мы стали уделять много времени фактуре звучания, пытаясь сделать звук осязаемым, но в то же время пыльным и легким, без перегруза громкостью. Иногда приходилось делать даже какие-то нелепые вещи вроде записи игры на контрабасе смычком для гадулки через цинковую водосточную трубу. Однако, когда был сделан основной упор на голос, который уравновесил и собрал все спорящие инструменты, альбом вышел очень спокойным и светлым, коим он и должен был быть (хотя изначально он был больше похож на отклоненную звуковую дорожку к «Осеннему марафону»).

Помимо нас в записи участвовали наши знакомые музыканты, у которых голова варит более чем как надо: Антип и Владимир из дроун-группы Dvory, Ксения из «Джан Ку», уже упомянутый Коди Карпентер, а также американский синтезаторный псих Грант Хаерс из Hardtek Studios и владелец единственного в своем роде инструмента Monotrondes — Вилле Ахо из Хельсинки, чью работу мы приберегли для следующего релиза. Отдельно стоит упомянуть ворону Нину, которая живет вместе с нами. Ее ворчание и звук удара клювом по различным поверхностям были засэмплированы и подмешаны в электронную перкуссию. Всем, кто принял участие в альбоме, мы разослали/подарили по картине с изображением журавля («grus» по-латыни «журавль»), это что-то вроде символа признательности. Всего было разослано около 14 журавлей — в Россию, США, Японию, Финляндию, Германию. Один из журавлей улетел к нашему издателю Дэну, в Норвегию.

Мы живем, работаем и записываемся в небольшой деревне, где мы собрали свою крохотную студию. Несколько лет назад у нас появилась возможность бросить все в городе и посвятить себя себе. Чем мы и воспользовались. Иногда нам продувает стены, иногда отключают электричество, но чаще здесь просто абсолютный дзен и ясность. И в этой нелепой простоте мы нашли настоящую жизнь, радость и значимость каждого прожитого дня, понимание того, что человеку нужно очень мало, чрезвычайно мало, что, собственно, и отразилось на музыке, которую мы делаем, — простой и глубокой.

О видео

На финальный трек альбома Александра нарисовала видеоклип (она же оформила обложку). Именно нарисовала. Причем нарисован он полностью от руки: бумага и карандаш — и больше ничего. Так сказать, настоящий олдскул. Рисовала она его где-то месяц, каждый вечер часа по три. Это титанический труд. Компьютер был применен только для того, чтобы склеить сцены, ускорить анимацию и, конечно, просчитать в готовый файл.

«So Glad I'm Here»


Однако в самом начале мы делали более экспериментальные видео, которые далеко не всем легко смотреть. Но фотографы хвалят. Эпилептикам лучше не включать. Мы серьезно. Очень много стробоскопа.

«The Great Nest / Strobe» 


А это цветная танцевальная версия той же песни. Здесь Александра танцует под перевернутую аудиозапись, оттого ее движения кажутся такими… непривычными.

«The Great Nest / Color» 


О посвящении

Альбом «Nest» посвящен памяти музыканта, писателя и художника Сергея Дубова, который ушел из жизни в сентябре 2014 года. К сожалению, Сергей не успел издать ни одного своего литературного труда, но мы надеемся исправить это и выпустить своими силами тираж его книги «КНИГА» этой осенью. Это будет сборник рассказов, поэзии и графики. Эту вещь должен прочитать каждый.

О названии альбома

Почему альбом называется «Гнездо»?

Гнездо для птицы — это дом, защита и спокойствие. Точно так же, как для верующего (не путать с «религиозным») настоящим и единственным домом является рай. Другими словами, это метафора понимания и принятия смерти не как страшной участи, а как освобождения от земных страданий, как бы красноречиво это ни звучало. Люди постоянно чего-то ждут от Бога. Но вся штука в том, что, возможно, это Бог чего-то ждет от людей. Понимайте это как хотите.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20241013
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202410720
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202415796
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421009
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202422694