Зиновий Биртман. «Следы от компота»

Первый официальный альбом «тюменского Высоцкого»: премьера записи, считавшейся утраченной 34 года

текст: Александр Великанов
Detailed_picture 

В феврале 2015 года энтузиасты из общества «Наследие» выпускают альбом «Следы от компота», состоящий из песен загадочного Зиновия Аркадьевича Биртмана (1934—1981) — поэта, музыканта и писателя, которого называли «тюменским Высоцким» и «Довлатовым из Сибири». Считавшаяся потерянной запись, легшая в основу этого альбома, была сделана в Тюмени в 1979 году с музыкантами оркестра местного ресторана «Русь»:


Дмитрий Наумов (общество «Наследие»)

Зимой 2010 года я был в гостях у друзей в Верхней Пышме под Екатеринбургом. В процессе застолья Виталий включил старенький двухкассетник. Тогда я впервые услышал песни «Селфи» и «Любовь и лед» с непонятным мне тогда словосочетанием «ice bucket challenge». Песни сразу очаровали меня. Так я впервые узнал о Зиновии Биртмане. Полюбил его песни, стал их собирать.

Ко мне подключились друзья-энтузиасты из других городов. Годы кропотливой работы, поездки в Тюмень, встречи, расспросы, долгие задушевные разговоры… И вот наконец в 2012 году нам улыбнулась удача. Коллекционер из Тюмени, ныне, к сожалению, покойный, Валентин Иосифович Ж. передал нам в дар три катушки, на которых были собраны практически все имеющиеся записи Зиновия Биртмана. По крупицам, у тюменских старожилов, удалось найти записи еще трех песен. Также удалось обнаружить две тетради стихов, но пока не получается доподлинно установить, все ли они принадлежат перу Зиновия Аркадьевича.

Незадолго до своей безвременной кончины Валентин Ж. передал нам рукописи нескольких рассказов Биртмана. «Я вижу, ты хороший парень, хоть и еврей, — сказал мне Ж., уже прикованный к постели, — возьми эти бумаги, они тебе нужнее». Через несколько секунд Валентин Иосифович навсегда сомкнул глаза…

Так с огромным трудом нам удалось собрать самую полную коллекцию произведений Биртмана. Остальное, похоже, утеряно навсегда.

Затем в Петербурге началась основная работа над реставрацией материала. Целый штат единомышленников под руководством Егора Убеля трудился над восстановлением музыкального наследия Зиновия Аркадьевича. Кропотливая, подчас изнурительная работа продолжалась около двух лет. Нам удалось привлечь лучших музыкантов, аранжировщиков, звукорежиссеров. Часть музыкального материала приходилось практически записывать заново. В работе над песнями нас буквально потрясла поэзия Биртмана, она пугала своей актуальностью! В произведениях автора обнаружилось фантастическое сходство образов с современными реалиями.

Можно сказать, что нам удалось собрать полноценный альбом. В феврале этого года, спустя тридцать четыре года со дня смерти Биртмана, выходит официальный альбом c его песнями. Передать переполняющие нас чувства практически невозможно…

Портрет Зиновия Биртмана работы неизвестного автора. Обнаружен Александром Ширниным  в архиве Дома творчества композиторов в Старой Рузе.Портрет Зиновия Биртмана работы неизвестного автора. Обнаружен Александром Ширниным в архиве Дома творчества композиторов в Старой Рузе.© Предоставлен редакцией газеты "Досуг в Москве"


Трек-лист альбома «Следы от компота»

1) Чак Норрис
2) Любовь и лед
3) Лайки
4) Грузин московского разлива
5) Зигани
6) Ты пьяная
7) Негр
8) Следы от компота
9) Пригласите негра танцевать
10) Селфи

Вечер памяти Зиновия Биртмана, посвященный выходу его первого официального альбома, состоится 13 февраля на сцене «ON.Театра» в Санкт-Петербурге


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320785
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325910