Новых пластинок у блистательного украинского квартета «ДахаБраха» не было четыре года — что, конечно, никакой не сюрприз в свете того, что все это время творилось (да и продолжает твориться) с их родной страной. По «Шляху» кажется, что перед записью этой пластинки группа всерьез задумалась о том же, с чем борется в последнее время вся Украина, — о собственном самоопределении. На последних своих пластинках «ДахаБраха» творила веселое музыкальное хулиганство: экспериментировала с построком и читала дурашливый рэп, делала каверы на драм-н-басовых артистов и приглашала дополнительных музыкантов, расширявших ее звучание в сторону натурального рока, переходила с украинского на английский, наконец. «Шлях» же — что-то вроде сосредоточенного и сознательно минималистичного возвращения к корням, альбом, исполненный суровой и пронзительной красоты продуваемого всеми ветрами осеннего поля — ну или дороги, раз уж альбом так озаглавлен. Это десяток грустных, пронзительных украинских народных песен, аранжированных в степенные, разворачивающиеся с осторожностью и достоинством фолк-эпосы, — «ДахаБраха», всегда славившаяся своим умением взметнуться музыкой до небес, здесь будто специально сдерживается, чтобы дать песне развернуться и подышать. «Карамисли» во второй половине ненадолго пускаются в потрясающий галоп, а в «Монаха» встроен неотразимый, практически хип-хоповый кач, но в остальном «ДахаБраха» на «Шляхе» подчеркнуто сдержанна: это альбом не про их стратосферные умения интерпретировать народные песни, а про работу на сами песни. Но и в таком сдержанном виде от альбома регулярно перехватывает дух — на том же «Монахе», или на замечательном «Соловье», превращенном во что-то вроде гибрида лесного фолка и психоделического трип-хопа, или все десять минут тревожно тлеющей «Чорной хмары».
Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202410547Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202411705Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202414732Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202415687Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202420238Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202420894Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202422600Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом
Год, когда рассосалась дружба
Ревизия и ее результаты