22 января 2015Медиа
114

Двухмерный рай

Почему старым видеоиграм забвение не грозит

текст: Федор Панфилов
Detailed_pictureThe Oregon Trail© MECC

Сразу после Нового года Internet Archive — огромная бесплатная онлайн-библиотека текстов, аудио- и видеоконтента — сделал пользователям неожиданный подарок. В дополнение к музыке, фильмам и книгам в его базу добавили без малого две с половиной тысячи компьютерных игр. И не просто игр, а заслуженных ветеранов 1980—1990-х годов, рассчитанных на работу под MS-DOS.

Тут найдется все что угодно, на любой вкус — от легендарных шутеров Castle Wolfenstein и Wolfenstein 3D до классической ролевой серии The Bard's Tale; от покорения Дикого Запада в Oregon Trail (дизентерия и сломанные конечности прилагаются) и адвенчуры Fahrenheit 451 по роману Брэдбери до унылого трэша вроде Tongue of the Fatman; от софт-порно Emmanuelle до гротеска с названиями вроде Cuntlet (пародия на серию игр Gauntlet) или Astrotit.

Centurion: Defender of RomeCenturion: Defender of Rome© Electronic Arts

Вот, например, Centurion: Defender of Rome. Эта игра 1990 года во многом может считаться предшественницей популярной серии стратегий Total War (особенно Rome: Total War) — здесь тоже сочетаются пошаговые планирование и управление на стратегической карте и бои на тактической карте в реальном времени. К тупому завоеванию дело не сводится: есть и нехитрая дипломатия, и «хлеб и зрелища» для плебса в виде гладиаторских боев и гонок на колесницах, при желании можно даже соблазнить царицу Клеопатру. Или замечательная адвенчура 1992 года Conquests of the LongbowThe Legend of Robin Hood, авторы которой как следует изучили легенду о Робине Гуде (у пособия по игре даже имелась библиография!). Или Monty Python's Flying Circus 1990 года, основанная на скетчах знаменитых британских комиков.

Conquests of the Longbow: The Legend of Robin HoodConquests of the Longbow: The Legend of Robin Hood© Sierra On-Line

Все это прекрасно, но неизбежно возникает вопрос — зачем вообще создавать еще одну базу старых игр? В сети и так существуют подобные ресурсы: более 9500 игр на Old-Games.com или 4900 с лишним игр на русском сайте Old-Games.ru. Да и, собственно, история компьютерных игр не то чтобы совсем не изучалась и не музеефицировалась. Есть целое направление game studies, есть и тематические музеи — к примеру, канадский Музей компьютерных приключенческих игр или закрытый для обычных пользователей и вялотекущий проект британского Национального музея медиа — Национальный архив компьютерных игр, анонсированный в 2008 году.

Принципиальная разница кроется в том, что на Internet Archive игры не просто выложены для скачивания. Они доступны онлайн. То есть интегрированы в иную реальность, абсолютно невозможную во времена их создания, — в пространство браузера. И эта реактуализация пришельцев из мира DOS, возможно, сделает для их сохранения в памяти людей больше, чем составление интернет-каталогов и написание монографий по философии видеоигр. Как полузабытым древним божествам из «Американских богов» Нила Геймана в жестоких реалиях нового мира, старым играм больше всего нужно непосредственное внимание и «поклонение» — нужно, чтобы в них играли, их обсуждали, ругая или хваля в комментариях.

Bride of the Robot, 1989Bride of the Robot, 1989© Free Spirit Software

Постепенное и неохотное признание компьютерных игр не только коммерческим продуктом и порождением «низкого» жанра, так же как и составление списков «топ-100 самых-самых» (самых забытых, самых дурацких, самых страшных, самых нестандартных etc.), пускай и повысило за последнее десятилетие их статус, но не избавило видеоигры от главной опасности — все ускоряющегося технического прогресса и постоянного обновления операционных систем. Современные видеокарты не переваривают ветеранов, давясь ими даже при запуске в «режиме совместимости», и это автоматически исключает старые игры из числа актуальных. Способы обойти эти препятствия есть, но это означает, что нужно не только скачать игру в традиционных интернет-базах, но и возиться со специальной программой-эмулятором, соображая, как заставить почтенный шедевр работать на вашем ноутбуке. На самом деле — не так уж сложно, но у среднестатистического пользователя, желающего кликнуть и играть, такое может отбить всякое желание познакомиться с игрой. В случае с новой базой Internet Archive подобных сложностей нет, эмулятор DOSbox уже задействован.

«Конечно, во многие из этих игр странновато играть в окошке браузера, и, конечно же, не получится по-настоящему пользоваться сохранениями… но в целом вы сможете испытать опыт работы в MS-DOS сразу и непосредственно в вашем браузере», — пишет о проекте создатель новой базы Джейсон Скотт, куратор раздела программного обеспечения на Internet Archive. Действительно, без ошибок не обходится, многие игры пока намертво зависают в браузере на очередном ходу, но даже это не слишком портит общее впечатление. И хотя среди посетителей игровой страницы на Internet Archive изрядную часть, судя по всему, составляют те, кто помнит эти игры со своего детства/юности/молодости, есть и те, кто видит Centurion и Oregon Trail впервые.

Heart of China, 1991Heart of China, 1991© Sierra On-line

Отдельной похвалы заслуживает политика формирования базы. Проще всего было бы составить ее из проверенных хитов. Но туда были включены и игры второго плана, малоизвестные, полузабытые. Немало здесь и разного рода «пионеров жанра». Например, первый симулятор жизни Alter Ego или первый шутер, в котором появилось изображение оружия снизу в центре экрана, — Catacomb 3-D.

Золотому веку видеоигр в любом случае не грозит забвение. Старые хиты не дают покоя издателям, которые пытаются приспособить их под новые платформы — прежде всего, мобильные, перевыпустить в 3D, что зачастую лишает их прежнего обаяния. Классические игры живут десятилетиями благодаря сообществам преданных поклонников, улучшающих их бесконечными дополнениями и модификациями. Они привлекают не только тех, кого игровая механика, баланс и проработка сюжета интересуют больше, чем графика последнего поколения. Многим старые игры нравятся именно визуально, ведь у них есть и своя эстетика — не важно, идет ли речь о совсем простых фигурках с зубчатой каймой пикселей, о любовно прорисованных псевдотрехмерных спрайтах или устаревшей 3D-графике. На них ориентируется и бесконечный поток независимых «инди»-разработчиков, на мутных волнах которого иногда выплывают отличные игры. Не зря же по-прежнему популярен и доходен простой конструктор для создания японских ролевых игр RPG Maker. На этом фоне новый проект Internet Archive замечателен тем, что создает прямую связь с прошлым — не через ремейки и модификации, не через использование ретро-эстетики, а прямо в окне твоего браузера.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243863
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245354
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412146
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418663
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422815
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428121
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428763