Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242602Лауреат Премии Сергея Курехина Стас «Hmot» Шарифуллин мониторит новую электронную (и не только) музыку.
Сегодня официально стартует лейбл ГОСТ ЗВУК — еще одна площадка, призванная поддержать отечественных музыкантов и продолжить постепенно формирующиеся традиции местного электронного андеграунда: виниловые пластинки, которые издаются ограниченным тиражом, недоступная в «цифре» музыка и все то, что идет с этим рука об руку.
Вместе с основателем лейбла Ильдаром Зайнетдиновым, известным под псевдонимом Lowbob, Стас Шарифуллин разбирался, в чем разница между андеграундом и авангардом, где нашим музыкантам искать национальную идентичность и что общего у танцевальной музыки с симфониями Шостаковича.
Первую пластинку ГОСТа записал Алексей Никитин, он же Nocow, — музыкант из Санкт-Петербурга, в этот раз выпускающийся под своим настоящим именем, чтобы поддержать концепцию лейбла.
— Давай начнем с терминологии. Что вообще есть андеграунд?
— Знаешь, понятие размыто, но его суть как-то считывается. Если это музыка — то для небольшой тусовки, где нет стремления понравиться абсолютно всем и, например, покорить MTV. Что-то вроде: «Нам хорошо в своем мире, и если нам с вами по пути — добро пожаловать на борт!» При этом никто сознательно не огораживается, все происходит естественно; ты создаешь свой собственный мир просто потому, что тебе нравится создавать миры. А потом приглашаешь заглянуть в него тех, кому это может быть интересно. Если в конечном счете этим миром заинтересуется абстрактное MTV — почему бы и нет.
— А что плохого в том, чтобы нравиться всем?
— Просто в таком контексте к этому никто сознательно не стремится. Есть какая-то черта, за которой начинается массовая культура и за которой совсем грустно. Часто подвальные музыканты ее пересекают и уходят в дикий мейнстрим, но часто бывает и наоборот — когда артист пишет музыку просто потому, что не может ее не писать; гнет свою линию. Я думаю, последний альбом Omar S как раз про это. Наверное, звучит немного странно, но я за то, чтобы андеграунд оставался андеграундом, со своей аудиторией. Таким мини-клубом по интересам, который в глобальном масштабе вполне может превратиться в большую семью.
Андеграунд не претендует на решение сверхзадач, ему просто комфортно на райончике со своими пацанами.
— То есть это про элитарность?
— Ну да, только это скорее такая маргинальная элитарность. Ты должен пройти путь, как и все мы, и никто его за тебя не пройдет. Не потому, что все вредные, а потому, что это так работает — ты должен сам пропустить через себя всю историю.
— В чем, по-твоему, разница между андеграундом и авангардом?
— Андеграунд в моей личной системе координат — это про естественный таргетинг нишевого сегмента, а авангард — про свежую мысль или интересную комбинацию чужих идей в новый продукт. То есть в первом случае намеренно выбирается ниша — свое окружение. А для второго, я бы сказал, конечная аудитория не так принципиальна, это скорее выстрел в воздух. Андеграунд не претендует на решение сверхзадач, ему просто комфортно на райончике со своими пацанами; его главная цель — оставаться честным с самим собой. Ну а авангарду приходится иметь дело с узкой аудиторией по умолчанию — действительно мыслящих людей, открытых новому, очень мало.
— То есть сегодня, получается, массовая культура победила? Музыка уже не способна изменить мир?
— Я считаю, что музыка не имеет решающего значения в жизни общества. Это может быть обидно и неприятно для кого-то, но это нужно признать. Музыка не ответит на вопросы бытия и не удовлетворит базовых потребностей, но она может как-то украсить твою жизнь, передать эмоции, которые нельзя передать никакими другими средствами, и так далее. В этом контексте она, конечно, меняет мир. И здесь я не вижу никакого поражения или застоя, наоборот, сплошной прогресс.
— В чем этот прогресс выражается?
— Техническая революция плюс доступность информации дают возможность каждому показать миру то, на что он способен и что собой представляет. Благодаря этому мы получаем огромное количество новых музыкантов и композиторов, мыслей и идей. Я действительно считаю, что в целом дела у музыки сейчас как нельзя хороши. Постоянно происходит кипение, и тому множество примеров: эволюция дабстепа, взрывы бит-бэйс-сцены, тот же джук. На наших глазах рождаются и эволюционируют целые жанры. Время ускорилось.
— Давай вернемся немного назад. Вот ты говоришь, что музыка не имеет решающего значения в жизни общества. Я сразу вспоминаю массу контрпримеров — например, «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, которая стала чем-то вроде идеологического оружия во время блокады.
— Да, это очень важная функция, но она скорее утилитарная; вдохновить и отвлечь. Считай, для этого же люди приходят в клуб — переключиться, отдохнуть, оказаться в другом мире. Посмотри на Украину — какая там музыка, какие вечеринки?! Все отменили, потому что существуют проблемы гораздо важнее. Хотя вот дружественный нам лейбл Wicked Bass в пятницу бомбанул мероприятие — как думаешь, может, это уже показатель какой-то стабильности?
— По поводу Украины. Вот недавно вышел сборник танцевальной музыки «Mir». Зачем он тогда вообще нужен, если не способен ничего изменить?
— «Mir» — это демонстрация дружбы и сопричастности: «Мы, музыканты России, любим наших украинских коллег и дружим с ними; мы хотим мира на Земле, хотим писать свой музон, играть его и вместе тусоваться». Это сборник вне политики, он про любовь между двумя народами, которые по сути вообще один. Такой сборник не сможет остановить или, наоборот, развязать войну, это скорее выражение чувств.
В истории нашей страны много как красивого, так и уродливого.
— Кстати, о «русскости». Вот эстетика твоего лейбла — она российская или скорее советская?
— Определенно российская. В истории нашей страны много как красивого, так и уродливого. Само понятие ГОСТа в его изначальном значении — это правила и бюрократия, какая-то диктатура. Но, с другой стороны, это гарантия качества. В общем, хотелось бы найти вот этот баланс между красотой и пошлостью, а получится ли — там посмотрим. Мне кажется, что сегодня у нас размыта национальная идентичность, и в музыке это особенно заметно. Будто бы нам не за что зацепиться, хотя на самом деле этого «чего-то» — горы, просто надо все поднять и сделать «легитимным».
— Визуальная часть — кириллица в оформлении пластинки и прочее — здесь тоже играет важную роль?
— Конечно. Ну и лично для меня визуальная часть вообще очень важна. То, что красиво выглядит, обычно хорошо звучит. Например, Мэдлиб не стесняется рассказывать о том, что частенько выбирает пластинки по обложке. И в этом плане мне очень повезло работать со своими парнями с Vav Street — мы вместе уже много лет и быстро понимаем, как то или иное музыкальное высказывание должно быть подано визуально. Например, начать нам хотелось с максимально простого образа — тупого, как молоток; чтобы не было ничего, кроме музыки и понимания того, где именно она была произведена. Отсюда и кириллица. Кстати, на нее мне открыли глаза еще в начале 2000-х, наша граффити-команда «Зачем!». В то время, когда все вокруг активно копировали Европу и США, они показали, как красиво и осознанно может выглядеть работа с кириллическим алфавитом. Наш следующий релиз будет в какой-то степени более «русским», но опять же лубок — не самоцель.
— Тогда в чем цель ГОСТа как лейбла?
— Продемонстрировать локальный срез актуальной композиторской мысли (смеется). Показать, что у нас есть свои таланты, видение, история и культура и что это отражается в музыке. Серьезно, я считаю, что у нас очень много крутых ребят, и в мире нашу сцену все больше узнают и начинают уважать. И это только начало.
Пластинку «ГОСТ001» с музыкой Алексея Никитина можно приобрести на Juno.
Следующий релиз ГОСТа выйдет в мае этого года; на этот раз лейбл будет представлять проект АЭМ «Ритм-Каскад». Аббревиатура в названии расшифровывается как «ансамбль электронной музыки»; впрочем, это инициатива одного человека — петербуржца Евгения Фадеева, также работающего под псевдонимами Flaty и Dada Ques.
Слушать ГОСТ002: АЭМ «Ритм-Каскад»
Понравился материал? Помоги сайту!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242602Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243488Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411095Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417677Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418378Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421054Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421863Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426971Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427192Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427975