Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 20246103Listicle, или статьи-списки, в России чаще всего используют в глянце: «9 вещей, которые нужно знать о продуктах и напитках; 5 уроков, которые нужно извлечь из жизненного опыта к 30 годам; 10 женских желаний». В англоязычных медиа формат стал настолько популярным, что даже серьезные сайты заводят специальные рубрики, где материалы подаются в виде listicle. Западные школы журналистики и медиааналитики уже изучают listicle как медийный и даже культурный феномен, превознося и ругая его. В отличие от англоязычной медиакритики, статей o listicle на русском языке практически не найдешь. Русские термины «список» или «списочная журналистика» тоже пока известны только специалистам. А ведь listicle вполне заслуживает места в арсенале хорошего журналиста или блогера.
Сама идея списка намекает на четкую структуру и «конечность» материала. Уже по количеству пунктов в заголовке читатель предвидит, что материал не безразмерен, авторские тезисы сосчитаны и упакованы. Вообще-то в этом и заключается основная функция журналистики — сжимать безразмерную картину мира в структурированную повестку дня. Что вы скорее кликнете: «Принципы здорового питания» или «10 принципов здорового питания»? Содержание обеих статей может быть абсолютно идентичным, но в читательском восприятии выиграет нумерованный список. Следовательно, для лучшей продажи текст надо всего лишь переделать в listicle и придумать соответствующий заголовок.
Первым listicle, конечно, были десять заповедей. С другого знаменитого списка — 95 тезисов о покаянии и силе индульгенций, прибитого Мартином Лютером на дверь церкви в 1517 году, — когда-то началась Реформация. Listicle используют и современные писатели: «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови или «Три возраста Окини-сан» Валентина Пикуля.
Нет необходимости мучительно сшивать части вашего шедевра, если они просто следуют тезисами в списке. Строго говоря, даже не нужна нарративная структура — заманчиво, да? Просто соберите тезисы в список и вынесите число в заглавие.
Пункты списка могут быть расположены в случайном порядке. Но можно их и ранжировать. Получится авторский рейтинг: «Топ-10 самых худших тем для студенческого эссе» или «6 самых жутких собак, которых вы когда-либо видели в кино». Вы можете ранжировать все, что угодно, по своему разумению. Никто не спросит обоснования. Ведь это listicle, какой с него спрос.
Рецепт listicle предполагает два основных ингредиента — список тезисов и нумерованный заголовок. С заголовками из цифр и слов легко играть: «7 вещей, необходимых для…», «12 знаменитостей, которые…» Это всегда работает, особенно если приправить перцем: «11 советов для прикольного селфи на похоронах», «9 прорывов, совершенных благодаря пиву» и т.п. Кстати, последние веяния: не рекомендуется использовать в заголовке круглые или красивые числа. 10 — это скучно. Скользящий по экрану глаз легче цепляется за неправильное.
Вообще-то в этом и заключается основная функция журналистики — сжимать безразмерную картину мира в структурированную повестку дня.
Журналисты старой школы бьются за эксклюзив, но интернетом правят копипаст, репост и агрегация. Распространение, добавление акцентов, комментирование и упаковка чужого контента создают добавочную стоимость, иногда немалую: с помощью агрегации добивались успеха крупнейшие медиапроекты, такие, как The Huffington Post. Listicle тоже предлагает удобное средство агрегации, то есть культурного использования чужого контента. Найдите и соберите информацию по нужной теме из разных источников, упакуйте ее в список тезисов и рекомендации — и новый авторский продукт готов (прилично, конечно, при этом указывать ссылки на первоисточники). Все честно: идея коллекции, сбор материала, его упаковка — ваша авторская работа.
Знаменитость — лучшая наживка для публики. Даже если материал не связан с селебрити, хороший автор всегда найдет способ. «22 фотографии открытого рта Майли Сайрус» и т.п.
Список можно сделать из всего. Взгляните на Buzzfeed, один из самых успешных медиапроектов последних лет, — он прославился своими статьями-списками и фактически сделал из listicle культ. Недавно Buzzfeed даже запустил специальный проект: тикающие на экране часы ListiClock, которые каждую секунду предлагают посмотреть какой-нибудь listicle из грандиозной подборки Buzzfeed. Полезно посмотреть на эти часы пару минут, чтобы понять, какие бывают listicle и какие темы и заголовки стоит использовать для этого формата.
Хорошо изготовленными listicle в соцсетях делятся почти так же охотно, как тестами.
Этому явлению посвящают статьи солидные The New Yorker, The Guardian, Wired.
Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 20246103Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 20247431Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202410529Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202411716Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202415864Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202417100Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202419020