13 сентября 2012Медиа
93

Провокаторы, или Индийская гробница

Умение мыслить и шутить нетривиально присуще не одному только В.М. Кулистикову, убедилась Анна Голубева, посмотрев передачу Аркадия Мамонтова на «России-1»

текст: Анна Голубева
Detailed_picture© Colta.ru

Допустим, вы Андрей Лошак.

Целый год вы с вашими коллегами паритесь на тему креатива, употребляете тонны съемочной техники и газпромовских денег, чтобы потом пять вечеров подряд наглядно демонстрировать в эфире НТВ особенности национального маразма, приправленного вашим тонким сарказмом. Ну да, в итоге у вас будут какие-то рейтинги, о вас дня три поговорят на вашем участке соцсети, кто-то сделает вид, что понял юмор, кто-то — что ничего не понял, ну, знатоки еще, может, вспомнят о специфическом чувстве юмора у В.М. Кулистикова.

И тут приходит Аркадий Мамонтов. Собирает в студии людей, показывает им бесхитростную видеонарезку и говорит, что за выходкой пяти девиц в храме Христа Спасителя стоит мировая закулиса, из-за которой торчат знакомые руки главного кукловода всех времен. Люди в студии это обсуждают — динамичненько, в конечной сборке минут 30 с тремя перерывами на рекламу. И все. И где вы теперь, Андрей Лошак, с вашими серийным сарказмом, громоздкими гэгами и затейливыми загогулинами?

В принципе, можно было даже никого не звать, Аркадий Мамонтов и без ансамбля убедителен, его сольные выступления разбираются знатоками на цитаты, как некогда речи В.С. Черномырдина.

И если вы Андрей Лошак, пора задуматься, место ли вам в телевизоре, когда такие люди в стране советской есть. Будь вы трижды профессионал — ваши шансы так же мизерны, как у актера, пытающегося переиграть в кадре младенца или котика.

Или, допустим, вы телеобозреватель. Нормальные люди вам сочувствуют, так как по роду занятий вам приходится ковыряться в продуктах телевизионной жизнедеятельности — кто-то же должен заниматься и анализами, так ведь? Но бывают моменты, которые вознаграждают вас за месяцы и годы негигиеничных штудий. Проект Аркадия Мамонтова «Провокаторы. Часть вторая» — как раз из таких редких перлов.

Такое, собственно, невозможно анализировать. Не все в мире поддается осмыслению, некоторые вещи созданы для прямого, непосредственного восприятия. Их сложно пересказать или описать — можно только наблюдать, слушать, ощущать. Как ужимки младенца или котика, музыку или щекотку. Или настоящее кино. Телевидение таким бывает редко — это, как вам кажется, и есть настоящее телевидение. Ни пересказать, ни описать — только и слов, что «это надо видеть».

То есть про это не надо писать.

Но кто-то же должен.

Итак. Во-первых, это тот редкий случай, когда сиквел оказывается еще лучше первой части. Хотя, казалось бы, — куда уж еще.

Первая часть «Провокаторов» была показана телеканалом «Россия-1» в апреле, спустя два месяца после события в ХХС, вторая — 11 сентября, тоже вне видимой связи с чем бы то ни было. Можно предположить, что дело в грядущем рассмотрении апелляции на приговор, но это еще не скоро, через 20 дней. Можно связать выход частей проекта с периодами весеннего и осеннего обострения, но, по-моему, это пустое — чистое искусство, каким является передача «Провокаторы», не имеет инфоповодов и привязок.

В первой части были мощные моменты. Например, когда сотрудник Мамонтова, интервьюировавший Надежду Толоконникову в СИЗО, делился впечатлениями о сатанинском блеске в ее глазах. И уже там прозвучало, что за акцией в храме Христа Спасителя стоит Б.А. Березовский, членкор РАН и наместник Вельзевула на земле. Хотя главным событием был показ самого ролика об акции в храме — на государственном канале, в прайм-тайм, в авторской версии, без купюр, с повторами особо кощунственных моментов. Именно после той передачи самодеятельные певицы проснулись в своем ДОПРе знаменитыми.

Не все участники первой серии снялись в продолжении «Провокаторов», однако новые лица только украсили проект. Место актрисы Людмилы Поргиной и певицы Ольги Кормухиной заняли певица Валерия и певица Вика Цыганова. Место публициста Егора Холмогорова — люди, одетые казаками. Сюжет принципиально не изменился, но за полгода жизнь обогатила его новым материалом.

Разговор вышел на новый уровень. РПЦ — государствоообразующая система (а не «Газпром», как многие до сих пор думали). Богохульники — это те, кто «отрицает божественное в этом мире». Березовский, Удальцов и Навальный — бесы. Толоконникова, Алехина и Самуцевич — не только бесы, но и реальные революционерки. Они, оказывается, замышляли продолжать свои выступления в запрещенных местах, а именно на подводной лодке.

Аркадий Мамонтов сообщил, что «в 2012 году начались самые масштабные в новейшей истории России гонения на Церковь». Иллюстрацией к этому тезису послужили не только кадры, снятые в ХХС, но и свежие видеоматериалы — спиливание креста участницами Femen, сборище у здания Хамсуда, выступления «скандалистки от шоу-бизнеса Луизы Чикконе», ругавшейся матом, который запикали, но для наглядности снабдили разноцветными титрами. Обсуждение гастролей певицы, поддержавшей кощунниц в Москве и гомосексуалистов в Питере, было особенно темпераментным.

Каждый гость принес в студию свое, наболевшее. Продюсер Иосиф Пригожин сетовал, что западные артисты гуляют по нашей территории как хотят, увозя отсюда деньги, а нам не хватает средств на адвокатов для защиты своих интересов. Депутат Виталий Милонов негодовал, что скандалистке и каббалистке Россия дала въездную визу. Писатель Юрий Поляков возмущался, что власти не поддерживают правильных писателей и сажают Марата Гельмана не в тюрьму, а в Общественную палату, а бывшего министра культуры отправляют послом в Ватикан.

Каждый стремился объяснить, где корень зла. Казак с выразительным именем Константин Крылов так и сказал, что корень зла, Ленин, до сих пор лежит на Красной площади. Сергей Роганов, публицист-атеист (редкая профессия), объяснил, что все беды оттого, что мы раскатали по бревнышкам и подленько продали великую супердержаву, СССР. Для президента же аналитического центра «Семейная политика.РФ» Алексея Комова очевидно, что Франкфуртская школа готовит в России революцию, насаждая повсюду наркоторговлю и гомосексуализм.

Была, конечно, не одна чистая аналитика, но и конструктивные предложения. Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал не поминать имени скандальной группы, что было резонно ввиду наступления ночи (передача вышла в Москве в 23:25). Он предложил не называть их девочками, поскольку его никто мальчиком не называет же. Продюсер Пригожин на правах мужа православной женщины требовал от православных прекратить подставлять вторую щеку, а наоборот, всегда отвечать обидчикам. Православный активист Дмитрий Энтео настаивал, что необходимо «законодательно закрепить правовые и моральные устои нашего общества».

Он принес с собой в студию трофей — майку, сорванную с кого-то из сторонников тех-которых-лучше-не-называть. Деяние православного активиста, запечатленное на любительском видео, было одобрено ведущим и показано в эфире.

Но преобладали, конечно, профессиональные материалы — итоги тех сенсационных журналистских расследований, что были проведены ребятами из команды Мамонтова за прошедшие полгода.

Ими было предпринято путешествие в Иерусалим для записи слов Шмуэля Рабиновича, главного раввина синагоги Стены плача, и опроса встреченных на улице мусульман Ибраима и Селима (без фамилий). О событиях в храме Христа Спасителя и вообще в России все эти люди не говорили, их ведь не спрашивали. Обнаружилось нечто более важное — в общем и целом они считают осквернение мест, связанных с религией, недопустимым. Опрашивать раввинов или мусульман в пределах России для репортеров было бы, конечно, слишком легкой задачей.

Отдельный репортаж посвятили мужику, который летом вскрывал себе вены в храме Христа Спасителя. «Нам удалось установить личность этого человека» — законная репортерская гордость звучала в словах ведущего. В самом деле, не всем же работникам госканала полиция, взявшая нарушителя на месте и установившая его личность, выдает подобные сведения. Самого мужика не стали тревожить в доме скорби, но от его матери получили ценные сведения: она побаивается сына.

Кроме того, репортеры «России-1» подготовили познавательный сюжет об истории происхождения балаклавы.

И так далее. Всего не описать. Не передать всех деталей конферанса и монтажа, речи, мимики и жеста. Вот певица Валерия отрезает: «Не нужна нам такая демократия!» Вот певица Цыганова восклицает: «Договариваться с атеистами не буду!» Вот писатель Юрий Поляков авторитетно заявляет: «Творческая интеллигенция всегда любит побузить-посвинячить, такая профессия».

Это в самом деле надо видеть.

Чистое искусство, каким является передача «Провокаторы», не имеет инфоповодов и привязок.

Но к делу. Аркадий Мамонтов обещал раскрыть всю правду о заказчиках акции в храме. За всем этим богатством эмоций и выражений зритель может потерять нить, упустить главное, и долг рецензента — обратить на это ваше внимание.

Итак, объявляется, что музыку в ХХС заказывал и оплачивал Березовский, который, по словам ведущего, «хочет вернуться в Россию на белом коне». Предъявляются доказательства и улики:

  1. Письмо неназванной девушки, близкой к неким музыкальным кругам, в котором она сообщает, что еще в 2008 году некто от имени бывшего продюсера t.A.T.u. Ивана Шаповалова предлагал ей денег за участие в некоем антипутинском и антирелигиозном музыкальном проекте. Когда потом она увидела акцию в ХХС, то решила, что это, видимо, нечто подобное.

  2. Интервью Пола Крейга Робертса, бывшего помощника секретаря казначейства США при администрации Рейгана, уволенного с этого поста в 1982 году, который объясняет, что Америка России вовсе не такой уж партнер и товарищ.

  3. Телемост с Америкой, откуда Уильям Данкерли, исследователь СМИ, политолог и частый автор газеты «Комсомольская правда», пересказывает свою статью «100 тысяч евро за любовь к богохульницам». О том, что один его коллега ему сказал, что получил от своего знакомого из одного музыкального агентства письмо о том, что одна компания по связям с общественностью готова выплачивать западным звездам шоу-бизнеса по 100 тысяч евро за поддержку опальной группы. Данкерли вспомнил, что эта компания занималась некогда пиаром Березовского, подчеркнув: других свидетельств у него нет, но есть личное впечатление, что это не случайно.

Дата публикации статьи (30 августа) проливает некоторый свет на источники вдохновения авторов передачи «Провокаторы-2», вышедшей через 10 дней, по горячим следам. Но истоки вдохновения — дело загадочное, говорить тут можно только о том, что на Аркадия Мамонтова умозаключение Данкерли явно произвело впечатление. Оно стало ключевым моментом передачи. А плясуний из ХХС ведущий в ней именовал не столько кощунницами, как весной, сколько богохульницами — как в названии статьи.

  1. Ну и гвоздь программы: свидетельства Алексея Вешняка или Вишняка, председателя то ли общественной организации, то ли фонда «Преображение», состоявшего с 1999 по 2004 год советником Березовского, и главы нескольких коммерческих фирм, торгующих на территории храма Христа Спасителя. Или не главы. Или не торгующих. Но главное, он заявил, что пару лет назад Березовский восхищался акциями арт-группы «Война». Сам он хорошо относится к бывшему патрону и слова плохого не скажет, хотя все и говорят, что тот что-то своровал — но ведь он, Березовский, игрок, политик. Но вот насчет недавних писем патриарху — это Березовский зря, в этом пункте бывший советник его не одобрил. И тут же сообщил, что сам эти письма по просьбе Березовского и редактировал — «по старой памяти».

В финале этот международный человек-загадка одним махом разрушил стройную систему аргументации, которую возвели авторы «Провокаторов-2», сломав их безупречную логику. Оказывается, недавно опубликованная в США статья Бжезинского и его, Алексея В., личные контакты с израильским истеблишментом неопровержимо свидетельствуют — разрушать Россию мировая закулиса уже передумала.

Если Андрей Лошак или представитель FogNews к этому моменту передачи уже мог убедиться, что ему пора менять профессию, то теперь настает черед телеобозревателей.

Вы вдруг ясно ощущаете, как зыбки и, в сущности, безосновательны были ваши прежние представления о предмете. Вы начинаете догадываться, что умение мыслить и шутить нетривиально присуще не одному только В.М. Кулистикову. Осознаете, что полгода назад вы слишком многое драматизировали и принимали всерьез.

С другой стороны, вы же не могли тогда предвидеть появление православных активистов, срывателей всех и всяческих маек. Вы не поверили бы, что поправки к думским законопроектам скоро можно будет принимать за 60 секунд. Вы не представляли еще, что ваш президент сделается лидером стаи журавлей.

Вы понимаете, как изменились за эти полгода. Поверили в невероятное. Лишились многих иллюзий. Разучились удивляться. Но теперь вы умеете смеяться по-настоящему — без этих сарказма или иронии, тем безоблачным смехом, который вызывает у человека только чистый, беспримесный юмор. Или щекотка.

Меж тем «Провокаторы-2» летят к развязке, певица Цыганова вырывается на передний план и громко сообщает народу, что Господь создал всю природу. При этих словах в нижней трети экрана неожиданно всплывают крупные буквы:

СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ. ЗАГАДКА ОДНОЙ ГРОБНИЦЫ.

Вслед за передачей Мамонтова в эфире госканала начинается документальное кино. «На севере Индии, — веско сообщает закадровый голос, — найдена гробница гигантского человека ростом 18 метров».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20249144
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202414367
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202419745
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202421488