26 февраля 2018Медиа
451

Березовский — это кто?

Первые впечатления о веб-сериале Андрея Лошака

текст: Зинаида Пронченко
Detailed_pictureКадр из сериала «Березовский — это кто?»

В эти выходные в Москве на фестивале «Эпоха перемен» состоялась презентация десятисерийного веб-сериала Андрея Лошака «Березовский — это кто?», который снимался параллельно с работой Петра Авена над книгой «Время Березовского». Публике, собравшейся в кинотеатре «Октябрь», показали первый эпизод и девять промо-роликов последующих серий. Полностью проект обещают выложить в сеть в конце марта.

Каждый ролик в презентации предваряет заставка — на черном фоне всплывает тревожный вопрос: Березовский — кто он? В книге Петр Авен показывает героя в нескольких ипостасях: математик, бизнесмен, политтехнолог, госчиновник, оппозиционер, изгнанник. Судя по репликам автора сериала Андрея Лошака, ему интереснее всего последний этап жизни героя — изгнанничество и политическая борьба, а не будни Института проблем управления в 1980-е годы или операция «ЛогоВАЗ» в 1990-е. Таким образом, акценты в сериале смещены, тут, похоже, не осталось ничего от плутовского романа — одна сплошная шекспировская трагедия.

Но первая серия рассказывает как раз об ограниченных математических талантах Березовского — прирожденного дельца, но не ученого. В книге — в главе «Математик» — об этом времени говорят бывшие коллеги Березовского по ИПУ. И там, несмотря на обилие специфических подробностей «проблем управления», ставившихся Березовским, а решавшихся его менее предприимчивыми подчиненными, Авену удается нагляднее всего объяснить читателю чуть ли не главное: что положение интеллигента в позднем СССР сводилось к роли несогласного, но пассивного комментатора, а Березовский эту модель взял и сломал. Перешел от слов к делу.

Кадр из сериала «Березовский — это кто?»Кадр из сериала «Березовский — это кто?»

В сериале эта важная мысль, увы, скомкана — похоже, авторы боятся утомить зрителей научной фактурой, — и тогдашняя деятельность Березовского более-менее сведена к курьезному задержанию его в аэропорту Махачкалы с комплектами белья на продажу. Уже в первой серии появляются историк Юрий Фельштинский и публицист Александр Гольдфарб (в книге Авена они вступают только в третьей части — «Олигарх»), а вот коллеги по ИПУ Михаил Денисов и Виталий Гринберг, наоборот, пропадают. Кажется, повествование ускорено, чтобы быстрее переместить зрителя в более интересный автору период политических интриг.

Березовский уже в первой серии строит — по рассказам современников — наполеоновские планы. Буду членкором, академиком, нобелевским лауреатом, секретарем СНГ, а затем и Россия станет свободной. В качестве контрастного фона в сериале выступают кадры хроники, на которых граждане трудных лет России стоят с обреченным видом в бесконечных очередях или размахивают транспарантами «Березовский, верни миллионы». Эти телевизионные приемы явно снижают эффект от встречи с самими героями фильма. У авторов, как они говорили со сцены, в распоряжении было 60 часов интервью — жаль, что они ими не ограничились. Даже тем, кто читал книгу, интересно посмотреть в глаза собеседникам Авена — соратникам, попутчикам, друзьям и недругам Березовского. Ведь одно дело — текст на бумаге, другое — живые голоса и лица, интонации, эмоции, гримасы, улыбки и умолчания, которые бывают красноречивее слов.

Кадр из сериала «Березовский — это кто?»Кадр из сериала «Березовский — это кто?»

Этот более чем популярный ход — проиллюстрировать интервью контрастной хроникой — Андрей Лошак на презентации объяснил тем, что зрителей необходимо развлекать. Но одновременно автор как будто переоценил осведомленность своей потенциальной аудитории: ни один из персонажей сериала почему-то не снабжен биографической справкой. Предполагается, что зрителям известно, кто такой Владимир Борзенко или Александр Гнедин. А, например, основной собеседник Петра Авена в первой серии Леонид Богуславский представлен как сын Зои Богуславской.

После презентации в зале состоялась краткая и довольно сумбурная дискуссия с участием Петра Авена, Андрея Лошака и продюсера сериала Анатолия Голубовского. Модератор Станислав Кучер настойчиво допытывался у авторов проекта, зачем они во все это ввязались, как все-таки относятся к Березовскому и что нужно понимать про прошлое, чтобы двигаться в будущее, но присутствовавшие на сцене были явно не готовы отвечать. Авен дал понять, что цели отвечать на подобные вопросы и не было — он взялся писать, потому что хотел поговорить со старыми друзьями.

Кадр из сериала «Березовский — это кто?»Кадр из сериала «Березовский — это кто?»

После прочтения книги кажется, что в России скомпрометированы все и вся, — и все ее герои могли бы сказать: «Березовский — это мы». Но они при этом как будто занимаются групповой психотерапией — «привет, я такой-то, и мне не за что оправдываться». Ответственность за прошлое переложена на плечи покойника — в конце концов, тот искупил кровью, нам даже руки умывать не надо.

А после просмотра сериала (по крайней мере, первой серии), наоборот, думаешь: никто не виноват. Хотя Андрей Лошак актуализировал ситуацию — судя по промо будущих серий, поражения Березовского параллельным монтажом зарифмованы с инаугурациями (триумфами) Путина. Но пока незаметны причинно-следственные связи, и кажется, что никто никого во власть не тащил, — в этом авторы фильма, кстати, совпадают с одним из самых невозмутимых собеседников Авена Валентином Юмашевым: каяться тем, кто остался в живых, не в чем, все дороги ведут в Ельцин-центр, хоть паломник паломнику и рознь.

Кадр из сериала «Березовский — это кто?»Кадр из сериала «Березовский — это кто?»

Так что это было за время — перемен, упущенных шансов, антидемократических интриг, семибанкирщины, новых, невиданных возможностей — время Березовского? И что осталось от «времени Березовского»? Бывший главный редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев в фильме говорит — ничего. Публика, смотревшая первую серию в зале, не согласилась. «Путин, Путин остался!» — кричали откуда-то с верхних рядов. «Очень верное замечание», — смело пошутил Анатолий Голубовский.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243863
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245352
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412146
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418663
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422815
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428121
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428763