17 марта 2017Медиа
256

Русские неевреи

Вторая часть трилогии Леонида Парфенова «Русские евреи» выходит в прокат

текст: Ирина Мак
Detailed_picture© Студия «Намедни»

Евреям в Советской России было хорошо до 1948 года, утверждает Парфенов, называя тридцать послереволюционных лет периодом небывалого юдофильства. Значит ли это, продолжая логическую цепочку, что евреям тогда было лучше, чем остальным? О нет, просто им не было хуже. Продолжалось это «благополучие» недолго, закончилось вдруг, но результат Парфенову не так и важен — его больше интересует процесс.

Странная дата, подводящая итог «хорошей» для евреев эпохи, — 1948 год — удивила еще год назад, как только Парфенов представил свой еврейский проект, профинансированный фондом «Генезис». Он поделил историю евреев в отечестве на три периода: от Киевской Руси до революции, с 1917 года по 1948-й и далее — государственный антисемитизм, закончившийся вместе с советской властью в 1991-м. Автор, он же продюсер, тогда говорил о широком прокатном будущем своего детища, а по завершении трилогии (последний фильм должен выйти осенью 2017 г.) предполагалась премьера на Первом канале.

Теперь ситуация явно иная. Уверенно можно говорить лишь о клубном прокате в странах компактного проживания русских евреев — США, Германии, Израиле. Первый фильм был показан в Риге и Лондоне. Но это, кажется, все. На вопросы о стоимости проекта Парфенов качает головой — коммерческая тайна. О перспективах телепоказа говорит неуверенно, об успехах проката — «понятно, что это невозможно отбить».

© Студия «Намедни»

Два часа идет картина — слишком мало для истории евреев в России и слишком много для фильма, особенно документального. Хотя это и не документ — избыточное доверие к Википедии сыграло с автором дурную шутку, — но тогда что? Понятно, что Леонид Парфенов снимает свои фильмы не для людей, погруженных в тему — любую, будь то жизнь фотографа Прокудина-Горского или изобретателя телевидения Зворыкина. Парфенов — плоть от плоти телевидения, человек момента — в отличие от людей кинематографа, создающих свои фильмы на века. Телевидение рассчитано на случайных зрителей, оказавшихся в нужный час у экрана. Хотят ли они смотреть про евреев, неважно — мы так покажем, что даже антисемит станет смотреть.

Да все станут. Потому что, какую историю тут ни копни, нароешь клад. Наверняка мало кто из наших телезрителей знает о существовании Нафталия Френкеля, изобретателя изуверской «экономики ГУЛАГа», рассмотренной в фильме на примере Соловецкого лагеря особого назначения и вручную вырытого Беломорканала. Или о банде Яши Серебрянского, который ликвидировал в Париже генерала Кутепова. Об успешном выступлении в 1937-м на конкурсе Изаи в Брюсселе сразу пяти молодых советских музыкантов не так интересно, режиссеров — всех, от Дзиги Вертова до Ромма, — он пробегает быстро, зато о Троцком важно рассказать подробно, начиная с его подвигов в Реввоенсовете и заканчивая гибелью от руки агента НКВД в Мексике.

© Студия «Намедни»

«Главный феномен, — убежден Парфенов, — заключается в том, что они не были евреями. Простой народ их такими и не воспринимал. Это же подлинный случай, когда Утесова спросили, кто по национальности его дочь Эдит. “Конечно, она еврейка”, — ответил артист. “Еврейка, — разочарованно произнес его собеседник, — а почему?”»

Кому нужны истории о еврейской жизни — особенно если автор думает, что ее не было? Про восстановленный в 1943-м институт патриаршества в СССР в фильме сказано, а про уничтоженные синагоги — нет. Ни единым словом не упомянута созданная в 1934 году на Дальнем Востоке Еврейская автономная область. «Ну послушайте, — устало отмахивается Парфенов, — какое это было событие, туда же никто не поехал!» Выбираются не сюжеты, имеющие отношение к теме русских евреев, а любопытные детали, с которыми можно играть. Это инфотейнмент — жанр, в котором Леонид Парфенов работает еще со времен первого «Намедни» на НТВ: помните эту еженедельную программу неполитических новостей?

© Студия «Намедни»

Тут главное — легкость подачи: например, о покушениях евреев на большевистских лидеров рассказывается в форме увлекательного детектива. Вот пижон Каннегисер приехал убивать Урицкого на велосипеде, и автор фильма — он же единственный актер — может повторить этот подвиг, тоже прокатившись по Миллионной. А вот автор позирует оператору на крыше дома Шагала в Витебске.

Парфенов и сам признает, что это банальность, но отказаться от этих приемов не может — он давно их заложник. И режиссер Сергей Нурмамед, давно работающий с Парфеновым, делает в новом фильме то, к чему давно привык, что уже было и в «Цвете нации», и в «Зворыкине»: реконструкций, анимированных исторических персонажей, говорящих портретов и летающих ослов с полотен Шагала тут в избытке.

Зато в фильме нет войны. Нет начала антисемитской кампании, стартовавшей задолго до Победы, а не в 1948-м, как говорит Парфенов. Нет Холокоста. Ну, почти нет.

© Студия «Намедни»

Михоэлс возникает только в 1943-м, в качестве назначенного главы Еврейского антифашистского комитета. Спев на идише «Колыбельную» в «Цирке», он отправится с Ициком Фефером за океан, собирать пожертвования на нужды Красной армии. Мы даже видим замечательную хронику — выступление Михоэлса в Нью-Йорке, но никто нам не скажет, почему был выбран именно он. И кто он — не только же известный актер и руководитель ГОСЕТа. Никто не объяснит, что ГОСЕТ был в 1930-х едва ли не самым продвинутым, авангардным московским театром; знаменитый британский режиссер и актер Гордон Крэг, посетивший в 1935 году СССР, оставил об этом исчерпывающие воспоминания. Михоэлс был очень знаменит — и узнаваем не только в Москве, но и в Штатах.

Похоже, о Михоэлсе пойдет речь в третьем фильме — как и о диссидентском движении, и об отказниках. Там Леониду Парфенову будет труднее обойтись без синхронов: живы люди, которые помнят то время, есть кому о нем рассказать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242363
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243282
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410918
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417490
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421666
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427004
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427899