1 ноября 2013Медиа
97

Почему мы не либералы

Андрей Архангельский сравнил, как пишет о мигрантах прокремлевская и либеральная пресса, — и обнаружил единодушие

текст: Андрей Архангельский
Detailed_picture© Rotaenko Ann

Это «Ведомости»: «У любого общества есть свой естественный темп интеграции приезжих, который оно может выдержать без отрицательных для себя последствий. Судя по многим признакам, в последние годы в России скорость прибытия людей другой культуры превысила этот естественный лимит и наше общество перестало справляться с этой задачей».

А это — «Известия»: «Всякая машина имеет предел мощности, если при эксплуатации с этим не считаться, полагая мощность безграничной, финал очевиден: стоп ди машина. <…> Большой этнос в состоянии безболезненно для себя <…> переварить и ассимилировать известное количество пришельцев. <…> Но — в определенных пределах. Когда количество мигрантов эти пределы превышает, ассимилятивная машина больше не справляется».

И — «Новая газета»: «Массовый импорт рабочей силы из регионов, колоссально отличающихся уровнем развития, качеством жизни и культурой, в истории неизменно приводил к катастрофе вне зависимости от того, являлась ли данная рабочая сила формально рабами или свободными».

Помимо любовной симфонии между столь различными изданиями тут еще и схожесть метафор: машина, темп, скорость, катастрофа — авторы видят Россию в качестве сложного, но механизма, лишенного каких-либо человеческих черт. И, кроме того, единственного механизма на столбовой дороге Истории.

Чем-то эти тексты неуловимо напоминают рекламу автомобилей. В любой такой рекламе ваша красавица всегда одна, на пустынной дороге — в вымершем, сверкающем городе, без Других — машин и людей. Это обман, вводящий потребителя в заблуждение: «в миру» ваша машина всегда в окружении других. Точнее сказать, в заточении. Она буквально уже теснится среди других машин. И глупо хотя бы на минуту поверить в этот обман, и все это знают, но он настолько манящий и завораживающий, что мозг перестает сопротивляться.

В любой такой рекламе ваша красавица всегда одна, на пустынной дороге — в вымершем, сверкающем городе, без Других.

«Мир без Других» — такая коллективная утопия, мейнстрим в СМИ в последние недели. Это «цивилизационный взгляд» на проблему мигрантов.

Есть, впрочем, другой подход: рационально-экономический. Например, Константин Сонин в тех же «Ведомостях» пишет, что без мигрантов Россия не проживет: по сути, он защищает мигрантов, и таких статей еще десяток. Но все они также апеллируют не к человеку, а к механике — «выгодно это или невыгодно»? То есть здесь тот же тип рассуждения «в рамках Машины». То, что речь идет о миллионах людей, как-то забывается.

Мигрантский вопрос уравнял СМИ — либеральные и консервативные — в «машинности» и без-человечности подхода. Уравняла тема и комментаторов по этому вопросу: они теперь неотличимы — что на COLTA.RU, что во «Взгляде.ру». В хорошей, плохой или «рациональной» статье, в любом случае мигранты — это «они»: те, чьей судьбой вправе мы распорядиться, как вещью. Хотим — переставим. Хотим — выставим. Или вернем обратно. Важно: решаем тут только «мы». «Их» голос не слышен, «они» теперь деперсонифицированы. В любом случае этот разговор происходит уже без «них».

До 13.10 мигранты присутствовали в СМИ в качестве людей. После Бирюлева в СМИ произошел заметный поворот. В газетах и журналах у мигрантов как-то исчезли имена. Теперь они — неразличимая, темная масса. Пугающая. После Бирюлева, что заметил, пожалуй, один Вадим Дубнов, защищать мигрантов и сочувствовать им «может стать неприличным и даже немного рискованным» занятием.

Молчат писатели. Молчит церковь. Молчат либеральные публицисты. Молчит Акунин, которому несколько лет назад Верховный напомнил его «настоящую фамилию и этническое происхождение».

«...Водитель Холмурод, гражданин Узбекистана, сказал нам, что…» — вот такого после 13 октября больше нет. Индивидуализировались зато «домохозяйка из Беляева или Бирюлева», у которой соседка не может пройти «спокойно мимо метро», и «менеджер Николай», который в своем районе «не видит славянских лиц». Эта компания «Домохозяйка и Николай» теперь — постоянные участники и важные источники информации. Противоположная сторона представлена голосами «руководителей общин»: «Обсудить ситуацию вокруг Бирюлева и варианты предотвращения этнических конфликтов собрались <…> член президиума Всероссийского азербайджанского конгресса Рустам Арифджанов, председатель Общероссийского общественного движения “Таджикские трудовые мигранты” Каромат Шарипов и президент Всероссийского конгресса узбеков Ибрагим Худайбердиев. Все трое, как оказалось, давно живут в России. У всех дети прекрасно говорят на русском. Поэтому они, кажется, понимают ситуацию изнутри и снаружи».

Боюсь, как раз именно из-за этого они и не понимают ситуацию изнутри. Собственно, если бы руководители общин сами были мигрантами (что, в общем, логично), возможно, тогда мы услышали бы их голоса в СМИ. И тогда медийный монолит «нашу Машину тошнит» был бы чем-то разбавлен. Но именно из-за того, что люди, номинально представляющие мигрантов, на самом деле точно такие же «начальники», утвержденные властью, они ничего не могут сказать в защиту своих соотечественников. Система сама себя лишает права на защиту.

Альтернативной повестки в СМИ, по сути, нет: получается, что «все» говорят одно и то же. Либо «власть должна защитить нас от них», либо «власть довела их до такого состояния». Но «они» — сами виновники — в любом случае уже не важны. Это можно назвать широким консенсусом на платформе непризнания «их» людьми.

С позиции человеколюбия. С позиции нашей общей истории (в центре Ташкента на позолоченных досках перечислены фамилии погибших на войне; это завораживает, когда ты видишь сотни повторяющихся, одинаковых фамилий — Абдуллаев, Абдурахманов, Ахметов…). С позиции прав человека, с позиции гуманизма. Собственно, с человеческих позиций — сегодня в СМИ мигрантов не защищает вообще никто. Ну, почти — и, вероятно, вы припомните еще пару статей.

Эта компания «Домохозяйка и Николай» — теперь постоянные участники и важные источники информации.

Молчат писатели. Молчит церковь. Молчат либеральные публицисты. Молчит Акунин, которому несколько лет назад Верховный напомнил его «настоящую фамилию и этническое происхождение».

С позиций интернационализма не решился выступить ни один более-менее публичный левый. На сайте КПРФ — текст первого секретаря Ленинского райкома КПРФ Москвы, из которого совершенно неясно, какую «принципиальную» позицию партия занимает. Это шедевр диалектики. Автор вроде бы признает, что мигранты — те же угнетенные, но: «…одновременно с этим КПРФ необходимо последовательно предотвращать попытки подрыва этнокультурного баланса России, решительно противостоять попыткам замещения коренных народов нашей страны выходцами из ближнего и дальнего зарубежья». «Выходцы, коренные, этнокультурный». Что за чудные для коммуниста слова. «У рабочих нет отечества», isn't it? Папаша, как писал Довлатов, так кто из нас первый раз в балете?..

Мигрантский вопрос в СМИ — это на самом деле скрытый вопрос о либерализме и ценностях. Русский либерал (а кроме него, собственно, некому) достаточно созрел для того, чтобы защищать права меньшинств, даже если не разделяет их взглядов (ЛГБТ-сообщество, политзаключенные, «зеленые»), но не дозрел до защиты «чужих». Это высокая ступень свободы. И очень страшная. Но на нее необходимо взобраться. Нельзя быть либералом без других. Собственно, не бывает либерализма без Других.

Во имя справедливости, во имя разума и человеколюбия мы подымаем голос против новой вспышки фанатизма и темной неправды. Изстари идет вековечная борьба человечности, зовущей к свободе, равноправию и братству людей, с проповедью рабства, вражды и разделения. И в наше время, как это бывало всегда, — те самые люди, которые стоят за безправие собственного народа, всего настойчивее будят в нем дух вероисповедной вражды и племенной ненависти. Не уважая ни народного мнения, ни народных прав, готовые подавить их самыми суровыми мерами, — они льстят народным предрассудкам, раздувают суеверие и упорно зовут к насилиям над иноплеменными соотечественниками, и я сознательно привожу эту цитату без кавычек — чтобы на минуту вы представили такой текст в сегодняшних СМИ.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244928
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411780
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416696
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421911
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423561