Фестиваль NOW: пошаговая инструкция

Все события в хронологическом порядке и с объяснениями

текст: Борислав Козловский, Василий Корецкий, Марина Симакова, Татьяна Трофимова
7 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Фильм режиссера Абдеррахмана Сиссако «Тимбукту» (Франция—Мавритания, 2014 г., 100 минут)Номинированный на «Оскар», награжденный десятками призов фильм «живого классика» Сиссако про джихад как симптом духовной болезни

    5 ноября, 21:00, атриум «Гаража»

    Единственный игровой фильм фестиваля, фантазия на тему туарегского восстания 2012 года в Мали. В доступной для человека, неискушенного в путаных политических реалиях современной Африки, форме «Тимбукту» рассказывает о захвате группировкой «Ансар-ад-Дин» северо-востока Мали, в том числе и древнего центра исламской культуры — города Тимбукту. Исламистский режим (на захваченных территориях фундаменталисты-сепаратисты боролись со всеми проявлениями местной смешанной арабо-негритянской культуры, а также с курением и футболом) показан через трагедию одной туарегской семьи, всю первую половину картины расслабленно возлежащей возле чайника в буколической палатке среди песков. Хитросплетения национальных отношений в стране показаны на пальцах, малыми средствами. Вот рыбак из титульной народности бамбара убивает корову туарега, живущего на другом берегу пруда, а туарег в гневе убивает рыбака. А вот в город въезжают две «Тойоты»-тачанки под черными флагами — невеликая численность захватчиков не должна смущать зрителя, ведь и в действительности партизаны пустыни насчитывали от силы 300 бойцов.

    Впрочем, и на примере такого частного, мелкомасштабного события, как захват глиняного города в центре Сахары сотней-другой кочевников, режиссер поднимает глобальные вопросы. Племенное движение, выступающее под черным флагом джихада, средствами кино трансформируется в натуральный ИГИЛ. В его рядах оказываются и негры, и арабы, и берберы, и те, кто говорит по-английски, и те, кто прибыл сюда из Франции. Эффект глобализации не ограничивается этим: патрульные, следящие за соблюдением запрета на музыку и футбол, оказываются заядлыми футбольными болельщиками (а один даже тайком покуривает), прибывшие откуда-то издалека традиционалисты с автоматами ничего не смыслят в местных традициях, которыми так восхищен режиссер Сиссако, окончивший, кстати, ВГИК. В трогательной старомодности кроется главный парадокс этого обманчиво простого фильма: зрителю тут предложено выбирать не между архаикой и современностью, но между двумя анахронизмами, один из которых — с «калашниковым», а другой — всего лишь с мобильным телефоном.

    Василий Корецкий

    После показа — обсуждение фильма при участии социолога Александра Бикбова, режиссера Лутца Грегора, политолога Вячеслава Морозова, исследователя глобальной колониальности Мадины Тлостановой.

    Регистрация на показ


    Понравился материал? Помоги сайту!

    Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Родина как утратаОбщество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202221322
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах»Общество
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах» 

Разговор Дениса Куренова о новой книге «Воображая город», о блеске и нищете урбанистики, о том, что смогла (или не смогла) изменить в идеях о городе пандемия, — и о том, почему Юго-Запад Москвы выигрывает по очкам у Юго-Востока

22 февраля 202221828