Гиперзвук

10 причин полюбить Hyperdub — ключевой лейбл британского электронного андеграунда последних 10 лет — и 10 его знаковых треков

текст: Станислав Шарифуллин
Detailed_picture© Colta.ru

В мае этого года десятилетний юбилей празднует Hyperdub, электронный лейбл из Лондона, который уже вполне достиг статуса культового. В честь такого знаменательного события электронный музыкант Станислав Шарифуллин выбрал десять поводов полюбить Hyperdub, если по каким-то причинам вы этого еще не сделали. 

1. Kode9

Может, это и не совсем логично, но одной из главных причин любви к Hyperdub является именно личность его руководителя Стива Гудмана, известного также под псевдонимом Kode9. Музыкант, диджей и клубный промоутер, бывший журналист, обладатель докторской степени по философии, преподаватель, автор весьма оригинальной монографии «Звуковая война» (трудновата для чтения, но любопытна) — фактов в биографии Kode9 столько, что могло бы хватить сразу на нескольких публичных персон. Интересно, что при этом сам он публичности всячески избегает, что, конечно, немного другая история. Нельзя не упомянуть и о том, что Гудман — источник просто феерических музыкальных метафор. И если его рассуждения о музыке как вирусе все-таки несколько отдают заумной академичностью, то лингвистические шедевры вроде «плача микросхем» (а именно так он в свое время описал музыку группы Darkstar) заслуженно стали нишевыми мемами.

Kode9 & The Spaceape «9 Samurai»


Наукообразная сущность Стива Гудмана проявляется еще и в оригинальных клипах 

2. Burial

Про значимость личности Уильяма Бивана, равно как и про истинность существования таковой, наговорили уже столько ерунды, что мы, пожалуй, не будем. Под юбилей лейбла можно поразмыслить разве что о том, что бы мы слушали сейчас, если бы Kode9 в свое время не вытащил на свет одного из самых интересных электронных музыкантов нашего века.

3. Эфемерность формата

Постоянная смена музыкального курса лейбла — один из перманентных поводов для критики деятельности Гудмана. Сегодня часть уже экс-поклонников Hyperdub называет его конъюнктурщиком, да и вообще предателем. С другой стороны, нельзя не заметить, что постоянная смена формата и есть тот самый формат — вместо того чтобы годами «держать марку», Kode9 постоянно демонстрирует изменчивость собственного вкуса наиболее доступным способом, а именно издает любимую музыку на виниле. Во многом благодаря как раз импульсивности Гудмана за лейблом так интересно следить. Это же свойство, по всему видимому, передается и некоторым музыкантам Hyperdub: например, те же Darkstar однажды «завернули» уже готовый полноформатный альбом, чтобы чуть позже выпустить пластинку с совершенно другими, новыми песнями, — старый материал так и не увидел свет.

4. Верность корням

Да, это противоречит предыдущему пункту, но и это тоже правда. Изобретая свой «гиперактивный даб», Kode9 опирался, в первую очередь, на классический регги и музыкальную культуру Ямайки, что так или иначе прослеживается в линии релизов лейбла. Помимо самого Гудмана тылы здесь прикрыты мощнейшим трио King Midas Sound, один из участников которого, Кевин Мартин, в свое время и посоветовал тогда еще журналисту и начинающему музыканту организовать выпуск собственных пластинок.

King Midas Sound — «Earth A Kill Ya»


Проект музыканта Кевина Мартина, поэта Роджера Робинсона и вокалистки Кики Хитоме — мультикультурный, крайне нервный и в прямом смысле слова туманный даб, который, кажется, мог родиться только на территории Соединенного Королевства 

5. Эволюция

Каталог пластинок Hyperdub является наглядным путеводителем по британской электронной музыке последних десяти лет. Вооружившись сервисом Discogs.com, мы, например, можем вычислить примерный год, в котором произошло перерождение грайма или бум uk funky (к распространению обоих жанров, особенно последнего, Kode9 имеет прямое отношение), пик популярности бристольского «пурпурного» звука, где дабстеп примерно в равных пропорциях смешивали с хип-хопом и R'n'B, и многое другое. Интересно, что по релизам лейбла можно проследить именно ступенчатое развитие местного электронного андеграунда. Таким образом, хочет он того или нет, Стив Гудман активно поддерживает миф «хардкор-континуума» — журналистской гипотезы об эволюции британской электроники.

6. Доступность 

Интересный феномен: при всей своей андеграундной суровости внушительная доля музыки Hyperdub действительно доступна самой широкой аудитории. Моментально запоминающиеся мелодии (пусть порой и грозные, вроде мотива из «9 Samurai»), интересные тексты с оригинальной подачей, внушительная пачка танцпольных хитов — и это даже не упоминая Burial, который получил номинацию на Mercury Prize.

7. Женское начало

Отношения с прекрасной половиной человечества у Kode9 как руководителя лейбла выстроены просто замечательно. Команду Hyperdub украшают, например, эксцентричная певица из Китая, учительница из Канады Джесси Ланца, наша Инга Коупленд (она же Алина Астрова — русская из Эстонии) и переехавшая в Нью-Йорк из Кувейта Фатима аль-Кадири. Долгое время главными женскими «боевыми единицами» были две хулиганки из Восточного Лондона — Cooly G и Ikonika, сегодня же знамя перешло к Лорел Хейло (Laurel Halo) — американская экспериментаторша записала для лейбла уже два альбома, занявших, к слову, первое и второе места в соответственно позапрошлогоднем и прошлогоднем списке альбомов года одного из главных британских изданий об «умной» музыке, журнала The Wire. Расскажем и про то, что лейбл активно поддерживала и поддерживает диджей-культуртрегер Мэри Энн Хоббс — стоит вспомнить хотя бы ее «последний» эфир на радио BBC1.

Jessy Lanza — «Kathy Lee»


Клип Джесси Ланцы — той самой учительницы из Канады, в прошлом году ставшей одним из главных открытий лейбла

8. Связь поколений

По большей части Hyperdub делает ставку на относительных новичков, часть из которых и вовсе является собственными воспитанниками (те же Ikonika, Cooly G и, например, Walton). Но это не мешает Гудману время от времени привлекать к работе с лейблом опытных музыкантов: помимо уже упомянутого выше Кевина Мартина за «команду ветеранов» выступают Морган Сарате из Spacek, Грин Гартсайд из Scritti Politti, пионеры дабстепа и грайма Mala и Terror Danjah и многие другие, включая легендарного Кинг Бритта, который в скором времени выпускает на лейбле дебютный альбом своего нового проекта Fhloston Paradigm.

9. Международные отношения

Сегодняшний Hyperdub — явление международное. В разное время здесь издавались музыканты из Японии, Китая, Южной Африки, России; готовится к выпуску альбом уже упомянутой выше Фатимы аль-Кадири, которая родилась в Сенегале, а большую часть своей сознательной жизни провела и вовсе в Кувейте. Значительная часть музыкантов лейбла базируется в США, причем музыкантов абсолютно разноплановых: на Hyperdub нашлось место и богемной тусовке Brainfeeder из Лос-Анджелеса во главе с Flying Lotus, и представителям двух совершенно разных школ детройтского техно (Кайл Холл и Deepchord, это к слову о связи поколений), и чикагскому джуку, и даже американским аутсайдерам вроде Лорел Хейло. С уверенностью можно сказать и о том, что Гудман относительно равнодушен к музыке из стран Западной Европы. В частности, проявляющуюся в последние годы повсеместную любовь британских музыкантов к немецкому техно босс Hyperdub все же скорее не разделяет.

DJ Rashad — «I Don't Give a Fuck»


Во время подготовки этой статьи стало известно, что 35-летний Рашад Харден был найден мертвым в своей квартире в Чикаго. Смерть одного из «крестных отцов» чикагского джука — безусловно, огромная потеря как для лейбла в частности, так и для электронного андеграунда в целом 

10. Музыка

Следуя магии чисел, мы подобрали еще десять треков, которые, говоря о вкладе лейбла, просто нельзя не упомянуть. Здесь, пожалуй, можно обойтись без комментариев.

Kode9 & The Spaceape — «Victims»


Darkstar «Need You» 


Burial «Etched Headplate»


Joker «Digidesign»


Zomby — «Spliff Dub (Rustie Remix)»

Burial «Fostercare»


LV & Okmalumkoolkat «Boomslang» 


Ikonika «Idiot»


Laurel Halo «Tumor»


Hype Williams — «Rise Up»



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202322620
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202327452