Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243628Большое телевидение неуклонно теряет зрителя. Малые телеканалы, напротив, набирают обороты, их становится все больше. Монолитная телеаудитория распадается на мелкие сегменты, каждому подавай что-то свое, тут телевидению требуется узкая специализация, и уникальность оказывается иногда важнее универсальности. Пока традиционное ТВ ищет выходы из своего затяжного кризиса, на обочинах телемейнстрима расцветают редкие диковинные цветы. Кабельное, спутниковое и интернет-телевидение облегчает создание телеканалов для любой аудитории, на любой вкус.
Первое в мире телевидение, которое делают люди с ментальными и психическими отклонениями. Таких в Дании стараются в больницах не держать, их всячески социализируют. TV-Glad возник в Копенгагене летом 1999-го — теперь это уже не только ТВ, но и радио, продакшн-студия, анимационная мастерская, учебный центр и филиалы в разных городах. Эфира у TV-Glad от 30 до 60 минут в день — время выделяют городские телеканалы. Недавно стартовала детская цикловая передача, которую TV-Glad производит совместно с DR, главным национальным телерадиохолдингом. Люди с «психическими» диагнозами сами берут интервью у героев своих репортажей, от прохожих до официальных лиц (в частности, у королевы датской Маргрете), сами снимают, монтируют, рисуют графику — педагоги и профессиональные телевизионщики только помогают. Фирменное блюдо TV-Glad — за которое он периодически получает фестивальные награды — анимация:
Телесеть «Правосудие» транслирует специальные телепрограммы для британских тюрем. Предусмотрены каналы для персонала, охраны, посетителей и самих осужденных — им, конечно, уделяется больше внимания. Для сидельцев создают короткие, двух-трехминутные передачи с целью мотивировать их изменить жизнь, помочь реабилитации и социализации после выхода на свободу. Не такая уж новая практика для Британии, где с 2006 года существует национальная ассоциация тюремных радиостанций, не говоря уже о многочисленных организациях и фондах в поддержку заключенных.
Первое в мире телевидение для собак появилось в США в прошлом году. Сначала в интернете, потом DogTV начали транслировать спутниковые и кабельные телестанции. Канал платный, цена подписки не превышает 10 долларов в месяц — немного для такого уникального контента. Программный директор DogTV профессор Университета Тафтса Николас Додман, специалист по поведению животных, и его сотрудники, среди которых ветеринары и дрессировщики, создают собакоориентированный канал. Сетку составляют передачи трех типов: релаксирующие, стимулирующие и обучающие. Особый темп, продуманные ракурсы, специфика движения камеры и цветовых решений, не говоря уже о формате Full HD, — все предназначено для собаки, все делает канал, по уверению создателей, идеальной няней, если ваш лучший друг остается дома в одиночестве. Но можно смотреть DogTV и вместе, собачьи передачи, как видите, отлично подходят для человеческих медитаций. Концепция имеет успех — прошлой весной собачье телевещание запустили в Израиле.
Режешь чеснок и попутно узнаешь, что общего у «гитаны» с «Египтом».
Первый российский онлайн-телеканал о шахматах стартовал в прошлом году, а в начале нынешнего, заручившись поддержкой ФИДЕ и лично Кирсана Илюмжинова, сделался круглосуточным. Шеф-редактор канала Марк Глуховский — главред старейшего в России шахматного журнала «64». Главное на канале — прямые трансляции, в этой сфере, собственно, основавшая канал компания Digicast и специализируется. ChessTV комментирует шахматные турниры одновременно на нескольких языках — это делают гроссмейстеры, среди которых, в частности, Пэн Чжаоцинь, Владимир Крамник, Роберт Фонтейн. Кроме того, тут обсуждают соревнования, разбирают партии и берут интервью у шахматных звезд. Где еще в наше время увидишь на ТВ — пусть и сетевом — интервью с неблагонадежным Гарри Каспаровым — пусть и о шахматах? Пикантно, если учесть, что Digicast — детище благонадежного «Телемаркера», которому доверили мониторинг последних президентских выборов и в клиентах у которого Администрация и Управление делами президента, правительство РФ и Оргкомитет Сочи-2014.
Румынский интернет-телеканал о цыганах видит свою миссию во всемерной поддержке национального меньшинства. У новостей канала обширная география — Gipsy рассказывает о цыганской жизни не только в Румынии, но и в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии. Тематически все не так разнообразно — по одной цикловой передаче о цыганской культуре, путешествиях и кулинарии. Зато национальные блюда колоритная ведущая приправляет экскурсами в историю и сравнительное языкознание. Режешь чеснок и попутно узнаешь, что общего у «гитаны» с «Египтом»:
Если расшифровать и перевести, канал называется «Жизнь на пенсии» — это будет посильнее цыганского телевидения. В помешанной на молодости Америке, во времена, когда ТВ всего мира гоняется за активной аудиторией от 25 до 45 и неловко заигрывает с юным зрителем, — взять и сделать канал «для тех, кому за 50». Это так аккуратно сформулировано, на самом деле речь идет о зрителях постарше. Слоган канала — «Опыт имеет значение». Идея в том, что если человеку за 50, то он вырос при телевизоре, но нынешнее телевещание не для него предназначено. RLTV же говорит со своей почтенной аудиторией о том, что интересно именно ей: здоровье, соцзащите, отношениях с детьми и внуками. Но кроме того — о путешествиях, о том, как на старости лет начать новое дело и радикально изменить образ жизни. А также предлагает ей реалити-шоу «Еще один шанс завести роман», программу об экстремальном отдыхе и другие варианты беспокойной старости. Отцу-основателю и главе RLTV Джону Эриксону сейчас 69. Взявшись в 2006-м за пенсионерское телевещание, он не ошибся: канал успешен, у него несколько национальных телепремий и хорошая аудитория — число пожилых людей в США, как и всюду, растет, а телевизор они смотрят чаще и больше всех. В 2006-м это было не так очевидно, а теперь примеру RLTV следуют крупные американские телесети, создавая передачи для возрастной аудитории.
В принципе ведь наши федеральные телеканалы делают примерно то же. Передачи для негуманоидов. Передачи для тех, кто на покое, — и для тех, кто на вечном покое. Просто наши телеканалы не всегда это сознают и никогда в этом не признаются.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243628Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20245150Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411920Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202418507Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202419172Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421914Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422657Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427774Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427978Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428637