Эпик фейл — и почему это классно

В Швеции открылся музей бизнес-провалов: от «женской» ручки Bic до настольной игры «Трамп». Ольга Добровидова о том, почему это очень шведская идея

текст: Ольга Добровидова
Detailed_picture© Penguin Vision Photography

Текст продолжает совместный проект COLTA.RU с официальным сайтом Швеции в России Sweden.ru — «Например, Швеция»

В начале июня в Хельсингборге, городке на юге Швеции, открылся необычный музей. В числе его экспонатов — та самая злополучная «женская» шариковая ручка от Bic (в пастельных тонах и исключительно элегантной формы), туалетная вода марки Harley-Davidson (видимо, с запахом хайвэя), видеоплеер стандарта Betamax и TwitterPeek — загадочное устройство за 200 долларов, с которого можно было только писать в Твиттер.

Или вот еще экспонат. В книгах о провалах брендинга можно найти историю о том, как в 1980-х годах компания Colgate решила выпустить под своей маркой линейку замороженных полуфабрикатов — лазанью, готовые ужины для разогрева в микроволновке и так далее. Естественно, никто не хотел есть еду от производителя зубных паст и мыла, так что продукты бесславно провалились.

Найти оригинальную упаковку от этих блюд не удалось, поэтому в первом в своем роде Музее провалов выставляется «реконструкция». Когда на музей обратила внимание международная пресса, в музей почти сразу же позвонил «суровый юрист» компании Colgate-Palmolive, который заявил, что никто в компании не помнит никакой лазаньи.

Сэм ВестСэм Вест© Penguin Vision Photography

«Или у Colgate плохая память, или нас развел какой-то консультант по брендингу, который запустил эту городскую легенду много лет назад», — пожимает плечами директор, учредитель и куратор музея Сэм Вест. Он сетует, что пока, кроме «Колгейта», никто не выходил с ним на связь — «жаль, ведь можно было бы сделать столько всего интересного». Компании, по его словам, почему-то не хотят иметь ничего общего с Музеем провалов.

Коллекция музея — личное собрание Веста из примерно 70 инновационных продуктов, которые себя не оправдали, но при этом оказались достаточно интересны и «рассказывают какую-то историю», объясняет куратор. Психолог и специалист по инновациям, как он сам себя называет, Вест страшно доволен, что ради его музея люди специально приезжают в маленький Хельсингборг.

Например, в интервью журналу Failure (а кому же еще, как не журналу «Провал», давать такое интервью!) он рассказал, что к нему приезжают полные автобусы китайских туристов, которые хотят посмотреть на настольную игру от Дональда Трампа. Судя по его описанию, это что-то вроде страшно занудной «Монополии» из тех времен, когда Трамп еще не был 45-м президентом Соединенных Штатов — но на деньгах себя уже изображал.

© Penguin Vision Photography

У Музея провалов соответствующая культурная программа: в середине июля там прошел вечер экспериментального пива, на котором небольшая местная пивоварня поила всех желающих неудачными сортами напитка, а на следующий день в музее состоялся концерт классической музыки — из наименее популярных произведений Моцарта и Бетховена. 6 августа музей проведет открытый урок джазовой музыки, где предложит посетителям попробовать свои силы на саксофоне, тромбоне и других духовых инструментах — «два с половиной часа звуковой пытки», смеется Вест.

Потом экспозиция отправится в путешествие по миру: увидеть ее можно будет, например, на конференции шведской технологической компании Semcon, в Стамбуле, Майами, Нью-Йорке и в родной для Веста Калифорнии. Там музей покажет и расскажет стартаперам, похожим на персонажей «Силиконовой долины», что в своих неизбежных провалах они тоже стоят на плечах гигантов.

© Penguin Vision Photography

Ведь гиганты ошибаются не хуже стартаперов: в музее есть, например, Coca-Cola BlaK, кофейный напиток, который корпорация зачем-то выпустила в 2006 году, необъяснимо зеленый кетчуп Heinz, одна из самых ранних версий Google Glass и Apple Newton — карманный персональный компьютер, выпуск которого из-за технических проблем и высокой цены благоразумно прекратил Стив Джобс.

Вест говорит, что просто поленился устраивать музей в более крупном городе или в той же Калифорнии, но на самом деле в 2017 году Стокгольм занимал второе после той же Кремниевой долины место по количеству компаний с оценкой более миллиарда долларов на душу населения. Он же занимает второе место по количеству быстрорастущих компаний. В 2016 году шведские технологические стартапы привлекли более полутора миллиардов евро финансирования — только в Стокгольме базируется около 20 тысяч мелких компаний.

© Fredrik Segerfalk

«Мы должны принимать провалы, если хотим прогресса. Я бы хотел, чтобы посетители музея понимали важность провалов и ценили их как возможность для развития», — говорит куратор музея. В Швеции это хорошо понимают: там построили специальный музей для единственного в мире сохранившегося парусного корабля XVII века — «Вазы».

Этот флагман шведского флота, названный в честь царствовавшей тогда династии, опрокинулся и затонул в первый же выход из Стокгольмской гавани. Так что шведы даже проваливаются с блеском и великолепием.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243708
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411302
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417883
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422065
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427372
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428086