Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242858Текст продолжает совместный проект COLTA.RU с официальным сайтом Швеции в России Sweden.ru — «Например, Швеция».
В начале июня в Хельсингборге, городке на юге Швеции, открылся необычный музей. В числе его экспонатов — та самая злополучная «женская» шариковая ручка от Bic (в пастельных тонах и исключительно элегантной формы), туалетная вода марки Harley-Davidson (видимо, с запахом хайвэя), видеоплеер стандарта Betamax и TwitterPeek — загадочное устройство за 200 долларов, с которого можно было только писать в Твиттер.
Или вот еще экспонат. В книгах о провалах брендинга можно найти историю о том, как в 1980-х годах компания Colgate решила выпустить под своей маркой линейку замороженных полуфабрикатов — лазанью, готовые ужины для разогрева в микроволновке и так далее. Естественно, никто не хотел есть еду от производителя зубных паст и мыла, так что продукты бесславно провалились.
Найти оригинальную упаковку от этих блюд не удалось, поэтому в первом в своем роде Музее провалов выставляется «реконструкция». Когда на музей обратила внимание международная пресса, в музей почти сразу же позвонил «суровый юрист» компании Colgate-Palmolive, который заявил, что никто в компании не помнит никакой лазаньи.
«Или у Colgate плохая память, или нас развел какой-то консультант по брендингу, который запустил эту городскую легенду много лет назад», — пожимает плечами директор, учредитель и куратор музея Сэм Вест. Он сетует, что пока, кроме «Колгейта», никто не выходил с ним на связь — «жаль, ведь можно было бы сделать столько всего интересного». Компании, по его словам, почему-то не хотят иметь ничего общего с Музеем провалов.
Коллекция музея — личное собрание Веста из примерно 70 инновационных продуктов, которые себя не оправдали, но при этом оказались достаточно интересны и «рассказывают какую-то историю», объясняет куратор. Психолог и специалист по инновациям, как он сам себя называет, Вест страшно доволен, что ради его музея люди специально приезжают в маленький Хельсингборг.
Например, в интервью журналу Failure (а кому же еще, как не журналу «Провал», давать такое интервью!) он рассказал, что к нему приезжают полные автобусы китайских туристов, которые хотят посмотреть на настольную игру от Дональда Трампа. Судя по его описанию, это что-то вроде страшно занудной «Монополии» из тех времен, когда Трамп еще не был 45-м президентом Соединенных Штатов — но на деньгах себя уже изображал.
У Музея провалов соответствующая культурная программа: в середине июля там прошел вечер экспериментального пива, на котором небольшая местная пивоварня поила всех желающих неудачными сортами напитка, а на следующий день в музее состоялся концерт классической музыки — из наименее популярных произведений Моцарта и Бетховена. 6 августа музей проведет открытый урок джазовой музыки, где предложит посетителям попробовать свои силы на саксофоне, тромбоне и других духовых инструментах — «два с половиной часа звуковой пытки», смеется Вест.
Потом экспозиция отправится в путешествие по миру: увидеть ее можно будет, например, на конференции шведской технологической компании Semcon, в Стамбуле, Майами, Нью-Йорке и в родной для Веста Калифорнии. Там музей покажет и расскажет стартаперам, похожим на персонажей «Силиконовой долины», что в своих неизбежных провалах они тоже стоят на плечах гигантов.
Ведь гиганты ошибаются не хуже стартаперов: в музее есть, например, Coca-Cola BlaK, кофейный напиток, который корпорация зачем-то выпустила в 2006 году, необъяснимо зеленый кетчуп Heinz, одна из самых ранних версий Google Glass и Apple Newton — карманный персональный компьютер, выпуск которого из-за технических проблем и высокой цены благоразумно прекратил Стив Джобс.
Вест говорит, что просто поленился устраивать музей в более крупном городе или в той же Калифорнии, но на самом деле в 2017 году Стокгольм занимал второе после той же Кремниевой долины место по количеству компаний с оценкой более миллиарда долларов на душу населения. Он же занимает второе место по количеству быстрорастущих компаний. В 2016 году шведские технологические стартапы привлекли более полутора миллиардов евро финансирования — только в Стокгольме базируется около 20 тысяч мелких компаний.
«Мы должны принимать провалы, если хотим прогресса. Я бы хотел, чтобы посетители музея понимали важность провалов и ценили их как возможность для развития», — говорит куратор музея. В Швеции это хорошо понимают: там построили специальный музей для единственного в мире сохранившегося парусного корабля XVII века — «Вазы».
Этот флагман шведского флота, названный в честь царствовавшей тогда династии, опрокинулся и затонул в первый же выход из Стокгольмской гавани. Так что шведы даже проваливаются с блеском и великолепием.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242858Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243708Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411302Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417883Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418571Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421244Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422065Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427165Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427372Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428086