18 октября 2016Медиа
157

Неравнодушные горожане

Кто, как, зачем и на какие деньги придумывает новые медиа в больших городах

текст: Елизавета Михальченко
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Нефть», Тюмень
    Мария Наумова, сооснователь и главный редактор

    — Как и когда возникло ваше издание? Ориентировались ли вы на какие-то медиа, когда придумывали его?

    — В 2013 году мы поняли, что нам нечего читать о городе, людях и интересных городских проектах без криминальных сводок и ДТП. Поэтому решили рассказывать об этом сами. Так и появилась «Нефть» в виде блога на WordPress, который вели два человека: я и Федор Карнаков, наш издатель. Примером для подражания в то время были главные столичные лайфстайл-издания — «Афиша» и The Village.

    — На какие средства вы существуете?

    — Самая большая сложность — монетизация. Непросто выжить в регионе за счет собственных сил. Со специалистами по продаже рекламы очень трудно: все талантливые уже заняты. Да и вообще с любыми кадрами проблема в регионе. Выход есть — попросить помощи у государства. Но за этим следует ряд обязательств, а мы не хотим зависеть ни от кого, поэтому это нам не подходит. Нам проще перестать работать, чем согласиться на это. Запустились мы на деньги сооснователей проекта. В конце 2015 года мы организовали краудфандинг, собрали больше 100 тысяч рублей. Сейчас существуем на средства, которые зарабатываем от продажи рекламы на сайте. Мы делаем неплохую нативную рекламу в регионе, баннеры почти не продаем. Мне кажется, что это хорошая тенденция. Также этим летом мы провели в Тюмени летний лагерь для взрослых «Вахта». На нем тоже немного заработали.

    — Как бы вы свое издание определили? И в чем вы видите свою главную задачу — или, если угодно, миссию?

    — «Нефть» — городское издание. Наши негласные слоганы — «Тюмень — город, в котором интересно жить» и «Здесь есть жизнь». С этих позиций и рассказываем о городе. Мы любим Тюмень и пишем о том, что интересная жизнь есть и за пределами Москвы. Что в нашем городе есть свои герои, культовые места и важные события, пусть и не всегда хорошие. Тюмень — отличный город, он не перенасыщен проектами. Людям здесь комфортно жить и работать. Мы рассказываем горожанам о новых местах, где можно выпить кофе, или событиях, которые стоит посетить. Например, однажды во время ремонта одного из городских скверов закатали в асфальт все деревья, находившиеся там. Об этом нам сообщила читательница. Мы написали новость, ее растиражировали другие городские издания. В результате все исправили, а власти извинились. Хочется верить, что благодаря нам появились какие-то интересные проекты в городе. Мы рассказываем о них в «Нефти», а кто-то видит все это и думает: «О, какие клевые ребята открыли кофейню. Я тоже открою что-нибудь, потому что давно мечтаю об этом».

    — Кто делает издание? У вас большая редакция?

    — В редакции каждый день работают четыре человека: издатель Федор Карнаков, я — главный редактор, новостной редактор Вадим Трехколесный и разработчик Максим Сверчков. Есть еще технический директор, фоторедактор, арт-директор, дизайнер, редактор английской версии (мы ее скоро запустим). Плюс семь внештатных сотрудников, которых трудно назвать внештатными, потому что они работают только с нами и приходят на редакционные летучки. Разве что в редакции с нами не сидят. Обычно авторы нам пишут сами, присылают свои работы. Кто-то остается, с кем-то, увы, не выходит ничего стоящего и мы больше не сотрудничаем. Раньше мы работали без гонораров, на одном энтузиазме, поэтому почти каждый автор мог что-то написать для нас. Сейчас редакции не хватает времени и сил, чтобы сотрудничать со всеми. И, кстати, по этой же причине мы больше не берем никого на практику. Но зато этим летом мы провели полноценную стажировку для студентов. Выбрали двоих ребят, которых научили всему, что знаем сами.

    — Для кого вы все это делаете? Кто ваш читатель?

    — Наш читатель — горожанин, который живет и работает в Тюмени. Он интересуется тем, что происходит в городе, что открывается нового. Он много путешествует и понимает, что мир намного шире Тюмени, а Тюмень — часть большого мира. Нас читают наши же герои. Получается, все те люди, о которых мы когда-то написали, рассказали об их деле, становятся нашими постоянными читателями. Таких людей мало в Тюмени, поэтому и аудитория у «Нефти» небольшая. А еще, когда мы только запускались, думали, что делаем издание для местных хипстеров, студентов. Но статистика посещений со временем показала, что ядро аудитории — люди в возрасте 25—34 лет. Как таковых хипстеров в Тюмени мало. Сейчас у нас около 30 тысяч уникальных пользователей в месяц, которые просматривают более 100 тысяч страниц.

    — А кто ваши главные конкуренты?

    — Когда мы только запускали «Нефть», конкурентов не было, не было ни одного издания в формате новых медиа. Да, классические интернет-СМИ в городе были, но они все вели себя как печатные газеты в интернете. Честно, мне так приятно это говорить, но кажется, что мы повлияли на их работу. Со временем в некоторых из этих изданий появились тесты, лонгриды и прочие новые форматы. Они начали активно вести соцсети и запустили каналы в Телеграме. Выглядит это так, будто взрослый человек вдруг стал вести себя как подросток, странно.

    Мне сложно назвать их конкурентами, потому что эти редакции работают внутри больших холдингов, с которыми соревноваться не получится, да и особо не хочется. У нас нет большого бюджета, но зато есть слабоумие и отвага, чего нет у других тюменских изданий. «Нефть» отличается от других локальных изданий своим подходом к работе. Скучно просто вести хронологию городских событий в новостях, поэтому в «Нефти» мы осмысливаем происходящее и делаем из этого интересную историю.

    — Какие у вас отношения с городскими властями? Возникают ли у вас какие-то трения?

    — Напрямую с властями мы не контактируем. Но мы, как городское издание, постоянно реагируем на то, что происходит в городе. Скажем, если администрация опубликовала дизайн оформления города к 9 Мая, которое оказалось точно таким же, как было в Екатеринбурге несколько лет назад, мы обязательно напишем об этом. Не знаю, была ли это реакция на нашу заметку, но оформление изменили, правда, незначительно. Мы точно знаем, что нас читают люди, которые многое решают на городском и областном уровнях. Представители разных городских департаментов иногда звонят и просят исправить ошибку, например, в новости.

    — Затрагиваете ли вы в своем издании какие-то остросоциальные темы?

    — За несколько лет мы успели написать о многом. Из самых ярких — история трансгендера из Тюмени, или рассказ девушки, которая работала в «наркоманской» аптеке, или история о пенсионерке, которая на собственные сбережения ремонтирует городские памятники архитектуры. Таких историй миллионы, они есть в каждом городе. Конечно, делать медиа в регионе сложно, здесь все на виду. Все вечно хотят согласовывать тексты, не проверять фактические ошибки, а именно переписывать по-своему. Мы в этом отказываем. Будто чего-то боятся, ведь город маленький. Плюс люди в регионах читают мало. Самые просматриваемые новости — о ДТП и убийствах. У нас таких новостей нет. Из-за всего этого получается некое сопротивление каждый день.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202322655
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202327489