
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202431745Сегодня, 8 мая, начал работу сайт «Другая война» – проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ). Проект приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и рассказывает о том, как музей пережил военные годы.
Cайт проекта «Другая война» состоит из двух частей: «Факты» и «Взгляд».
В первой части зрители смогут пройти виртуальный тур по постоянной экспозиции главного здания, перемещаясь из сегодняшнего дня в прошлое. История сотрудников, которые сражались за сохранение здания музея и его фондов, рассказана с помощью архивных документов, личных дневников, писем и фотографий.
Во второй части проекта участники программ направления «Пушкинский.Youth» делятся своими впечатлениями от свидетельств трагических событий XX века, представляют личное переживание музейной истории. Здесь размещены тексты, видео, аудиозаписи и другие материалы, подготовленные молодыми людьми от 15 до 20 лет.
«В военные годы Пушкинский музей пережил немало испытаний, ведя свою войну за выживание и сохранение фондов, — напоминают авторы проекта. — Прежде всего пришлось спасать здание и коллекции. В 1941–1942 годах в три очереди было отправлено в эвакуацию 109 тысяч экспонатов. Музей выдержал три бомбежки, но в середине октября 1941 года ударной волной от разорвавшейся в соседнем дворе фугасной бомбы была разрушена стеклянная крыша. Два месяца над залами музея зияло открытое небо. Временная крыша из досок и толя, установленная в середине декабря 1941-го, не выдерживала снега, талой воды и дождей. Летом сотрудники боролись с сыростью и плесенью. Во временных запасниках оставалось 267 тысяч памятников. Их спасали с одинаковым вниманием к подлинникам и гипсовым слепкам в тяжелейших условиях холода, голода, на пределе человеческих возможностей. Музей отчаянно боролся за сохранение своей сущности – обращения к людям: устраивались выставки, читались лекции, проводились научные заседания. Еще одну битву выиграл музей — борьбу за сохранение человеческого достоинства. Немногочисленный коллектив показал образец стойкости, мужества и настоящего музейного братства».
«"Другая война" — исключительно важный, очень личный и глубокий по содержанию проект. Мы предлагаем зрителю два взгляда на музей в военные годы — со стороны фактов и со стороны чувств. От трагических событий прошлого к сегодняшнему дню нас ведут наши дети, воспитанники молодежных программ музея, которые мысленно прожили эту историю и прочувствовали ее, каждый по-своему. Их рассказ наполнен чрезвычайно точными деталями, наблюдениями и размышлениями и дает жизнь архивным документам и историческим фактам», — прокомментировала директор ГМИИ Марина Лошак.
Она также сообщила ТАСС, что на фасаде главного здания музея появятся баннеры, связанные с проектом «Другая война».
«Сегодня мы меняем "лицо" фасада нашего главного здания, потому что у нас нет возможности пока ничего продемонстрировать внутри музея для публики. Поэтому мы хотим сделать так, чтобы время от времени наш фасад был экраном того, что происходит», — рассказала директор ГМИИ. По ее словам, баннеры будут демонстрироваться на фасаде главного здания музея в течение месяца.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202431745Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202429905Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202432430Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202438065Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202438606Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202441054Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202441844Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202447458Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202446980Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202441858