Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202410369Латышская рок-группа с международной карьерой BrainStorm празднует 10 лет своего присутствия в России. По этому случаю 25 октября они покажут в Stadium.Live особенное шоу, которое играли весной в Латвии на 150 000 человек.
Вокалист Ренарс Кауперс, клавишник Марис Михельсонс и гитарист Янис Юбалтс пролистали старый фотоальбом BrainStorm, основанной в 1989 году в Елгаве, и прокомментировали самые ностальгические фотографии.
Ренарс Кауперс: Кажется, барин тут серьезно занимается сольфеджио. Фото сделано у нас дома, в Елгаве. Моя мама и была моим первым учителем — она преподавала музыку в детском садике. Кстати, месяц назад я написал для него гимн — «С земляничками в руках» (детский сад называется «Земляника». — Ред.). Мне тут лет шесть, и я тогда был в подготовительном классе перед музыкальной школой, где позже как раз и встретил Мариса [Михельсонса] и Муминьша (Гундарс Маушевичс, басист группы, трагически погибший в 2004 году. — Ред.). И, конечно, моего друга Каспарса (Каспарс Рога — барабанщик BrainStorm. — Ред.). В музыкальной школе я был в хоровом классе и параллельно учился играть на клавишах и блок-флейте. Но после пяти лет обучения я все-таки договорился с мамой, что могу туда больше не ходить, и двинулся в большой баскетбол. Жизнь, правда, все расставила на свои места, и вместо мяча я чаще держу в руках микрофон.
Янис Юбалтс (Мэджик): О! Это те времена, когда у меня была шевелюра! Тогда просто такие прически были в моде. Так что ни под кого специально я не стригся. В те времена я слушал AC/DC, Nazareth, Pink Floyd, «Кино», The Doors, очень любил Queen. Остальную часть составляло то, что слушала моя семья, — от Раймонда Паулса до Аллы Пугачевой. И, конечно, латыши Zodiac.
Марис Михельсонс: Это, наверное, год 1994-й. Приятные воспоминания! И Муминьш еще с нами. Честно говоря, не помню, почему мы все решили закатать штаны, что это был за концепт. Кажется, это были съемки для какой-то латвийской газеты. Обратите внимание — у Мэджика еще волосы были! Этим и ценен этот кадр — таких фото уже и не осталось. Тут мы в самом начале пути. Нас тогда очень вдохновляли Depeche Mode. Мы уже выступали в клубах, но еще не зарабатывали этим. Нам просто нравилось играть музыку без особой цели. Чаще приходилось самим еще и доплачивать за свои концерты.
Михельсонс: Мы тут нарядились в цирковые костюмы. Мы вообще раньше были большие оригиналы! : ) На самом деле это было специальное выступление на латышской музыкальной премии. Мы пели всего одну песню, поэтому так и вырядились. В тот день мы получили одну из своих первых наград в жизни… за песню. Вот только за какую? Вспомнить бы! Это 2000-е годы, и там было много урожайных песен. : )
Михельсонс: Вот тут начинаются провалы в памяти! Это мы в Сигулде. По-моему, тогда на студии мы записывали демо-версии нескольких своих песен. Ренарс точно писал вокал. Это тоже где-то начало 2000-х. Раньше мы всегда одевались кто как хотел, не сговариваясь заранее. : ) Видимо, в этот раз мы с Ренарсом заглянули в гости к парням, пока те трудились над своими партиями. Поэтому вид у них соответствующий — рабочий, а у нас — парадный.
Кауперс: С группой R.E.M. знакомство получилось спонтанным! Наш альбом «Among the Suns» попал в руки Майкла Стайпа. Он заинтересовался нами и позвал в тур в качестве разогревающей группы. Фото сняты тоже после концертов. Мы с ними проехали целый тур. И четко тогда поняли, как нужно относиться к окружающим, к тем, кто с тобой работает. Поразили скромность и отношение Майкла, когда он приходил к нам в гримерку, поддерживал и самое главное — объявлял нас перед выходом на сцену! Колоссальный внутренний уровень культуры и уважения к младшим товарищам! После такого и публика вас воспринимает внимательнее и серьезнее. Наверное, этот опыт во многом заложил основу — как нам следует выстраивать свою работу внутри нашего коллектива, как относиться к тем, кто работает с нами, друг к другу. Это был очень сильный пример — когда звезда такого уровня остается человеком с большой буквы.
Кауперс: С Антоном Корбайном нас познакомил Майкл Стайп из R.E.M. Мы гастролировали с ними в качестве группы разогрева. Каким-то образом он нас очень удачно втянул в эту тусовку. Клипы нам, конечно, Корбайн пока не снимал, а вот почти все фотосессии — его рук дело! Также он оформлял три наши пластинки: «Four Shores» (2006), «A Day before Tomorrow» (2003) и только что вышедший сборник русско-латышских песен «The Best of BrainStorm» (2013). Для новой обложки мы использовали свежие фотографии Антона, которые мы сделали в июне этого года. Вообще с Антоном у нас хорошие, теплые взаимоотношения. Я думаю, что мы ему нравимся. Иначе наше общение давно бы прервалось. : ) Он нам как-то признался, что его привлекли в наших песнях свежесть, чистота и сила.
Кауперс: Фото сделано уже после концерта. Наверное, это было одно из самых запомнившихся нам выступлений и самых масштабных по количеству зрителей. Их было, если я правильно помню, около 80 000 человек. Нам самим это очень помогло научиться выступать перед такими огромными аудиториями. А у Мика был день рождения, и мы ему так спонтанно решили подарить саксофон. Кстати, этим летом мы выступали на фестивале Glastonbury, как раз в один день с Rolling Stones. Мы с огромным удовольствием сходили на их сет. Удивительно, но за эти годы они мало поменялись. Такое ощущение, что парни все с теми же драйвом и удовольствием поют свои песни. Колоссальная самоотдача.
Кауперс: По-моему, это 2006 год. Тогда на MTV Europe Music Awards впервые была введена номинация «Лучшая группа стран Балтии», и зрители почти единогласно выбрали нас. То есть мы не соревновались, нас просто выбрали. По MTV не грустим, так как клипы уже давно смотрим в YouTube. : ) Телевизор вот лично я не смотрю. Свободного времени нет, да и растрачивать его не хочется.
Михельсонс: Во всяком времени есть своя прелесть. Всегда приятно вернуться мысленно в детство, что-то вспомнить. Вот посмотрели эти фото, давно их не видели, и такие воспоминания нахлынули! А так — нам хорошо здесь и сейчас!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202410369Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202411530Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202414567Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202415547Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202420077Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202420740Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202422467