27 сентября 2013Современная музыка
315

Илья Черепко-Самохвалов: «Кто же зайчиков играть будет?»

Вокалист «Петли пристрастия» и «Кассиопеи» дает свое определение постпанка

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Петля пристрастия»

Илья Черепко-Самохвалов живет двойной музыкальной жизнью. Как вокалист рок-группы «Петля пристрастия» под грязные гитарные риффы он устраивает ломаные пляски, которые оценил бы Йен Кертис, и тем самым провоцирует поклонников на дикий слэм у сцены. Как вокалист «Кассиопеи» он выходит на сцену в самых неожиданных костюмах из запасников детских театров и поет детские песни с недетским подтекстом под сумасбродный саундтрек. Накануне московских концертов обеих групп COLTA.RU списалась с белорусским Джекилом-Хайдом.

— Илья, я являюсь большим поклонником группы «Кассиопея» — и не очень большим, но тоже поклонником «Петли пристрастия», но, к стыду своему, плохо представляю себе историю коллективов. Да и прочитать толком негде. Какая группа была раньше, «Кассиопея» или «Петля пристрастия»? Почему их у тебя две — одной мало, что ли?

— Истории возникновения обеих групп слегка запутанные, и я даже не уверен, что смогу исчерпывающе ответить на этот вопрос, принимая во внимание провалы в памяти, вызванные тогдашним режимом потребления спиртного. Но попытаюсь напрячь извилины: группа «Кассиопея» случайно образовалась в 2001 году в звукоцехе Белорусского государственного молодежного театра, потому что мы с Сашей Либерзоном там работаем — он звукорежиссером, я актером. Он в то время усиленно осваивал казенный компьютер и параллельно записывал всякое свое при помощи музыкальных программ; как-то сделал он одну заготовочку и предложил мне исполнить партию грустного лунатика, который не может попасть домой из-за того, что на Луне карантин. Придумали текст, спели, вроде что-то получилось интересное, решили продолжить — записали еще несколько песен, и только после этого он предложил сколотить отдельный коллектив (первоначально речи об этом не было, я просто помог как мог, думая, что все это для группы «Карате», которая у него на тот момент была) и назвать его «Casioпея» — в честь клавишного инструмента. Я согласился, потому что к тому времени группа «Полипы», которая, собственно, явилась прародительницей «Петли пристрастия», на ладан дышала и существовала чисто номинально. Можно сказать, что «Кассиопея» появилась в перерыве между первой и второй жизнями «ПП», и хотя «ПП» как название и как полноценная банда появилась на три года позже, не уверен, что «Кассиопея» старше. Как-то так.

Не многовато ли двух стилистически и по-человечески разных групп для одного человека? Не знаю. Привык.

— Про «Петлю пристрастия» чаще всего пишут «постпанк» — я, признаться, не очень понимаю, что имеется в виду, потому что у каждого музыкального журналиста какой-то свой постпанк. Мне интересно: какой постпанк у тебя? Как вы определяете (задаете) звучание коллектива?

— Под постпанком я понимаю музыку, которую исполняли группы вроде Abecedarians или там B-Movie, ну и прочее... Я просто такое люблю, поэтому на ментальном уровне музыку «ПП», может быть, можно отнести к данной стилистике, но не без оговорок и натяжек. А что касается музыкальной составляющей... Мне кажется, что для так называемого постпанка мы звучим слишком грязно, громко и агрессивно по подаче. Во всяком случае, так происходит на концертах. Да и у всех в группе любимые исполнители совсем разные, я в своей любви к восьмидесятым практически одинок. Восьмидесятые, пропущенные через девяностые, забродившие в нулевых, — таков наш примерный стиль. Пока что.

© «Петля пристрастия»

— Ты пишешь очень интересные тексты и для «Кассиопеи», и для «Петли пристрастия» (которые, кстати сказать, обламывают некоторых поклонников простого гитарного угара). Как ты определяешь, в какую группу текст отдать: здесь больше про алкоголь — значит, в «ПП», тут больше юмора — значит, в «Кассиопею»?

— Тут все очень просто: тексты для «Кассиопеи» пишутся двумя людьми сразу (это если не считать финских, африканских и детских поэтов, чьи стихи зачастую выступают в качестве трамплина для головокружительного полета мысли) и практически единовременно, это как сочинение писать на заданную тему, только во время урока еще и выпить можно. То есть сидим мы на работе около компа где-то часика два, и — вуаля! — песня готова. Самое сложное — придумать фабулу и первую строчку. Хотелось бы, чтобы с текстами «Петли» дело тоже так обстояло, но не тут-то было: приходится вынашивать долго и мучительно, переставляя по сто раз слова местами, вырывая с мясом целые куски, наслаивая одну фразу на другую, чтобы в конце концов получилось что-то ясное, но с оттенком горячечного бреда (неудивительно, что некоторых обламывает!). Делать все это приходится в одиночку, голова иногда пухнет во время творческих кризисов, и очень хорошо, что подходы к написанию текстов для этих двух групп совсем разные, иначе я бы с ума сошел.

— Как развивается твой роман с алкоголем — в какой он стадии? Какие напитки предпочитаешь в это время года? Когда у тебя в последний раз было жесточайшее похмелье и после чего?

— Сейчас мои отношения с алкоголем на такой стадии, что я очень близок к тому, чтобы заявить: «Все! Собираю свои вещи и ухожу от тебя к траве!!!» — но такое уже не раз бывало, и я всегда возвращался. А напитки я люблю разные, только белорусские водки не люблю теперь — от них сначала становишься буйнопомешанным, а потом аутистом с больным желудком, чего они туда сливают, ума не приложу. Про похмелье давай не будем — слишком личное.

— Кстати, меня заинтриговало ваше выступление в Брянске в заведении под названием «Культурные пьяницы» — что это за место такое? Где вы выступаете обычно в Минске?

— Отличное место. Отличные ребята все устраивают, мы уже раз там были и подружились, теперь они снова хотят, они там все устраивали в прошлый раз себе в убыток, просто из любви к музыке, народу было немного, но угорели отменно. И вообще, всех, кто им нравится, принимают отлично, такие вот «Культурные пьяницы». Ну а в Минске мы чаще всего играем в клубе «Ре:паблик» — там все играют. Самый большой клуб такого формата, единственный в своем роде, тут тебе и Сюзанна Вега, и Fear Factory, и Everlast, не говоря уж о белорусских группах. «Петля пристрастия», кстати, будет 6 октября в нем играть, с группой A Place to Bury Strangers.

— Как обстоит твоя актерская карьера — в каких спектаклях ты играешь? Снимаешься ли в кино (я знаю, ты блестяще сыграл зомби в одном русском фильме), сериалах или рекламе?

— А что, где-то можно посмотреть фильм «Метелица»? К слову, маленький эпизодик с зомби в этом фильме и является моей самой любимой работой в кино. Ничего лучше мне пока никто не предлагал, приходится все время играть то эсэсовцев, то партизан повешенных, то жадных нарколыг, то жертв маньяков и т.д.

Большое, серьезное кино на «Беларусьфильме» не снимают, а если бы и снимали, участь моя, думаю, не изменилась бы. Ничего не поделаешь — карма. В рекламе снимался всего один раз, если мне не изменяет память, участвовал в групповом танце людей, скачущих в восторге от какого-то морепродукта, после решил: больше не буду, не мое. А театр… В театре пока приблизительно то же самое, что в кино, но это нормально — если всем главные роли давать, кто же зайчиков играть будет?

29 сентября «Петля пристрастия» выступает в клубе «ТеатрЪ». 5 октября «Кассиопея» выступает в клубе «Мастерская».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243304
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20244694
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411657
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418234
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422408
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427726
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428409