Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242973Верите ли вы в предвидение и заголовкам таблоидов? Если да, тогда специально для вас (и для того, чтобы вы дочитали до второго абзаца) начнем в духе конспирологических теорий: за месяцы до катастрофы валлийская рок-группа Manic Street Preachers предсказала крушение малайзийского «Боинга» под Донецком. Почти как Владимир Жириновский.
Сперва кажется, что таких совпадений не бывает. Вышедший пару недель назад 12-й по счету альбом леваков-интеллектуалов, пребывающих в Британии в статусе рок-звезд, называется «Футурология». На нем есть инструментальная пьеса «Dreaming a City», посвященная Донецку (который был основан уэльским капиталистом-индустриалистом Хьюзом и когда-то назывался Юзовка), злая песня «Misguided Missile» — то есть буквально «Неверно направленная ракета», гневная сатира «Поедем на войну», где соединены автоматные очереди и цитаты из Чайковского (впрочем, и из Эдварда Грига), и динамичная «The Next Jet to Leave Moscow», которая является подходящим саундтреком для всех, кто под впечатлением от тягостной информационной картины собрался валить из России. Такое впечатление, что Manic Street Preachers писали свой новый альбом по заголовкам сегодняшних газет и темам горячих новостных выпусков, доставленных им машиной времени. Для них это неудивительный подход — валлийское трио, заявившее о себе в начале 1990-х дерзким полит-роком, было и остается редкой группой, у которой получалось писать хиты на сюжеты умных передовиц и с предисловием от Ноама Хомского. Даже на свою предыдущую пластинку, тихую, лирическую и посвященную родному Уэльсу «Rewind the Film», они все равно умудрились запихнуть трек «30 Year War», где выместили всю свою ненависть к Маргарет Тэтчер. Но такое точное попадание в массмедийную повестку дня поражает.
Но это все же случайность, а не пророчество. Удачный выстрел. На самом деле «Футурология» Manic Street Preachers — это не про сегодня и завтра, это про вчерашнее вчера. А песня «Misguided Missile» — не утечка компромата, а сеанс безжалостного саморазоблачения, в котором запрятан афоризм «Чтобы понять свою страну, ты должен понять себя». Альбом наполнен искренним восхищением и любовью к искусству и культуре Европы XX века — от русского авангарда и конструктивизма (вниманию русофилов — на пластинке есть песни «Черный квадрат», «Маяковский» и четыре буквы «Я» на обложке) до нью-вейва, который возник в Британии после того, как местный андеграунд открыл для себя немецкий краут-рок и Kraftwerk. Последовав традиции британских музыкантов, заложенной в 1970-х Дэвидом Боуи, Manic Street Preachers отправились за вдохновением на континент — сюжеты текстов подсказали воспоминания о поездках по Европе (и Кубе), пластинку писали в берлинской студии Hansa, которая ассоциируется — опять же — с берлинской трилогией Дэвида Боуи. Звук у «Futurology» абсолютно ностальгический, напоминающий о совмещавших синтезаторы с электрогитарами группах 1980-х — Ultravox, Simple Minds и, разумеется, Боуи. В песне «Between the Clock and the Bed», сочиненной под впечатлением от позднего депрессивного автопортрета Эдварда Мунка, к вокалисту Джеймсу Брэдфилду присоединяется Грин Гартсайд из недооцененной восьмидесятнической группы Scritti Politti, которого MSP чтят как лучшего певца Уэльса. Несмотря на светлую гармонию, это очень горькая песня про безысходность.
Удачная «Футурология» — это побег в кажущееся славным прошлое из будущего, от которого 45-летние музыканты, разочарованные и в социализме, и в капитализме, и в лейбористах, и в тори, не ждут ничего хорошего. Судя по сегодняшним новостным сводкам, тревожные предчувствия их не обманывают.
Альбом Manic Street Preachers «Futurology» уже в продаже
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242973Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20244191Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411384Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417963Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418643Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421322Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422145Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427232Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427446Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428164