14 октября 2021Современная музыка
265

«Мы не хотели быть традиционными рэперами»

Как группа 2H Company стала делать интеллектуальный хип-хоп на русском и зачем решила вернуться в обновленной версии

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture3H Company© Стерео Лиза

14 октября в клубе Mutabor состоится первое московское выступление проекта 3H Company — новой версии культовой хип-хоп-группы 2H Company, придуманной тремя ее участниками — Михаилом Феничевым, Михаилом Ильиным и Ильей Барамией. Появившись в 2005 году, альбом «Психохирурги» от 2H Company был одной из редких и удачных попыток сделать интеллектуальный хип-хоп на русском. Спустя 16 лет его авторы записали старые песни в обновленном и усиленном звуке — недавно выпустили их на альбоме «8 жизней» и вот теперь даже играют их на концертах. Денис Бояринов обсудил с Михаилом Ильиным и Ильей Барамией историю группы и то, зачем им этот реюнион.

— Миша, до 2H Company у вас с Феничевым была группа «Провинция». Что она исполняла?

Михаил Ильин: Мы как нормальные тинейджеры были поклонниками рэпа лет с 14. Любили East Coast: Onyx, Wu-tang, Naughty by Nature и прочих андеграундных рэперов. West Coast не уважали. Решили сделать проект, потому что Феничев сделал микстейп и между песенками, которые мы записывали с радио «Катюша», на своем магнитофоне записывал маленькие скиты. У меня даже осталась эта кассета, где он пытается читать. Это очень смешно. У нас был дружок в Горбунках, который в FastTracker написал для нас биты. В одной из первых наших песен были такие слова: «Скука — совсем непростая наука, под властью ее сейчас моя комнатуха, здесь муха летает и что-то там болтает...»

Потом у нас появился круг знакомых рэперов. Мы даже выступили на RAP Music, который Влад Валов устраивал, — это был фестиваль, где впервые участвовала «Каста», и там было много рэперов, которые потом стали первой волной русского рэпа. Мы тоже в нем участвовали. Но мы были по жеребьевке первыми, на нас отстраивали звук, и все звучало очень плохо. Словом, у нас была нормальная андеграундная рэп-группа «Провинция», которая потом почему-то превратилась в La ProV. Мы повыступали немножко, в основном в Петербурге, в Москве тоже играли. Без особого успеха, но музыка, кстати, была классная, однако в целом это был традиционный рэп. А потом Феничев встретился с Ильей и Сашей из «Елочных игрушек».

Михаил ИльинМихаил Ильин© Стерео Лиза

Илья Барамия: Я видел группу «Провинция» живьем. Мы с вами выступали как-то на концерте в клубе «Грибоедов». Там еще сцены не было — и люди обозначили сцену, выложив свои рюкзаки. А вы с Феничевым читали, повернувшись к залу спиной.

Михаил: На самом деле мы не хотели быть традиционными рэперами. Рэп-вечеринки нас смущали. Мы же были интеллигентными мальчиками. А рэперы, которых мы встречали, жестко слэмились и дрались со скинами, что нам не очень нравилось. Поэтому в конце концов мы пришли к «Елочным игрушкам».

Илья: Это была какая-то вечеринка, на которой группы играли импровизацию. Выступали «Елочные игрушки», потом к ним присоединялся Fizzarum, потом еще кто-то. И Феничев подошел ко мне, говорит: «Давай песню запишем?» Я говорю: «Давай попробуем». Он пришел в наш гараж, и мы записали две песни. Ну то есть он принес биты, а я их переделал.

Миша обычно приносил стопку MP3-дисков и говорил: «Вот с этого диска вот из этой папки возьмешь такую-то песню. Вырежи из нее фрагмент со второй минуты по 2:18». Я ему вырезаю, кольцо из этого делаю четырехминутное, а он на него сочиняет текст.

Михаил ФеничевМихаил Феничев© Стерео Лиза

Михаил: А какие это были песни?

Илья: Я вообще не врубался в то, что Миша слушает. Этого слишком много было. Я помню Bus Driver, Cannibal Ox, а остальных не помню. Мы записали две песни — «Чушь» и «Космос». И мы что-то делали, делали, но звучало все это очень странно, не цельно, и тексты нам казались не самой мощной силой. А потом к нам в студию приехала Риз Маслен из группы Neotropic. Случайно, после своего концерта. Мы слушали ее альбомы и так рады были. Она говорит: «Поставьте что-нибудь, что вы делаете». Мы поставили то, поставили се. Поставили и то, что еще не называлось 2H Company. Она такая: «О, вот это прикольно. Доделаете?» И мы такие: «Ладно». Она нас благословила, так сказать.

А потом Миша приехал как-то вечером и привез пять текстов настолько мощных, что я прям на ночь остался доделывать их, потому что это было очень круто. Такого сочетания электронной музыки и хип-хопа я еще не слышал. Пять треков — это почти весь альбом «Психохирурги».

Михаил: Мы пришли к «Елочным игрушкам», потому что фанатели от Ninja Tune и Anticon. Это был новый звук и новая, свежая музыка, чего очень хотелось. В тот момент мы уже начали слушать много электроники всякой, и это был полный кайф. Тут вдруг оказалось, что есть рэп с электроникой. Его не то чтобы было много, но он начал появляться.

— Вот я хочу как раз спросить: какой это был год?

Илья: Да черт его знает. Наверное, 2000-й. Но первый трек у нас вышел на сборнике «Выход в город», и это был 2003 год. А в 2005-м вышел альбом «Психохирурги».

Но тут выяснилось, что Феничев не хочет выходить на сцену. Он говорит: «Я не буду». Я говорю: «Мы почти год записывали альбом. С дисков денег не будет, надо давать концерты». И он такой: «Нет, ребят, я давал концерты, мне не понравилось». Я его очень долго убеждал и объяснял, что не обязательно выступать на рэп-фестивалях и входить в рэп-тусовку. Можно быть совсем отдельными. Нас, например, долго не пускали в клуб «Молоко» выступать, потому что говорили: «У нас рэпа нет! Сейчас парни в широких штанах набегут». В итоге, когда клуб «Молоко» сменил площадку и стал называться «Цоколем», его владелец говорил, что у них было три аншлаговых концерта, когда очередь стояла на улице, хотя люди точно знали, что в клуб не попадут: Tequilajazzz, «Ленинград» и 2H Company.

Илья БарамияИлья Барамия© Стерео Лиза

— Как появилось название 2H Company?

Илья: Феничев ляпнул. Я спросил: «Как название?» Он говорит: «2H Company». Я даже спрашивать не стал, что это значит.

Михаил: Для меня всегда было очевидным, что 2H — это хип-хоп. Сейчас, живя в Америке, я понимаю, что это наивное и не совсем грамотное название. Правильно было бы назвать 2H Crew или 2H Squad. Но это трогательно, по-моему.

— Когда вы почувствовали, что 2H Company стали известной группой?

Михаил: Наверное, когда мы приехали в Москву. У нас было интервью для «Афиши» — это был номер с Лимоновым на обложке. И у нас был большой концерт на «Винзаводе», где было очень много людей. Тогда мне стало очевидно, что происходит что-то по-настоящему большое. Но, мне кажется, Илюха был к этому привыкший.

Илья: Для меня стало сюрпризом, когда чуваки из Мариинки пришли к нам и попросили сделать с ними балет. Мы очень долго их отговаривали. Это была очень серьезная история — полугодичный проект и с жестким дедлайном. Они нам объясняли историю развития балета — устроили курс на несколько недель, чтобы ввести нас в контекст.

Михаил: Павел Гершензон показывал нам фильм «West Side Story»: «Вот же, смотрите, как может быть».

— Как случилось выступление 2H Company на «Нашествии»? Говорят, что вы были чуть ли не первой русской хип-хоп-группой в его лайнапе.

Илья: Я бы не назвал это пиком карьеры, потому что мы играли ночью при полупустом зале. И с нами тогда в первый раз ехал Кирюха (Иванов — лидер «Самого Большого Простого Числа». — Ред.). На самом деле, это был его звездный час, потому что его точно никто не слышал и он выступал третий раз в жизни. А сцена большая, и когда Миша переставал читать, а Кирилл шел к микрофону, ему народ сразу начинал аплодировать, потому что они слышали предыдущую песню. Это было прикольно.

Михаил Ильин и Илья БарамияМихаил Ильин и Илья Барамия© Стерео Лиза

— Миша, ты на сцене волнуешься?

Михаил: У меня адский страх сцены. Я бы хотел расслабиться по-настоящему — общаться с публикой и шутить, но не получается совершенно. У Феничева такой же был. Все-таки нужно иметь какой-то кураж, если ты настоящий рэпер, — уметь заводить людей и работать с публикой.

Илья: Мне кажется, что 2H Company все-таки скорее группа «записи», нежели группа «концертов», потому что столько текста, тебе важно разобрать слова и ты хочешь переслушать много раз.

Михаил: Я не знаю, не слышал никогда из зала.

— Потом вышел второй альбом «Искусство ухода за АК-47», и после его выхода все быстро закончилось. Почему?

Илья: Феничев с Сашей жестко поссорились, а причин я даже не узнавал. Однажды Миша сказал: «С меня хватит, я пошел». И ушел. Было видно, что между ними какое-то напряжение создается, а копаться в этом как бы и не хотелось, да и некогда. Было чем заняться. Я все время думал, что пройдет какое-то время и разногласия улягутся, но нет — не улеглись.

В 2019 году возникала идея возродить 2H Company. Но Саша не отреагировал, как и в этот раз. Поэтому мы решили поменять название и записать новую музыку.

Михаил: Саша не хочет возвращаться к старому. Говорит, что это все пройдено и неинтересно. Можно понять эту позицию.

Все стали такие скилластые. Это все звучит как офигенный хип-хоп.

— Кто был инициатором появления 3H Company?

Илья: Миша Ильин. Он, как обычно, наивно подошел к этому вопросу: «Давайте сделаем концерт!» Я говорю: «Миша, ты представляешь, сколько работы надо сделать?» А время вроде есть, и я решил попробовать. Начал искать исходники и понял, что все утеряно. Остались еще какие-то, плохо записанные а капелла, где-то на старых винчестерах, в обрывках файлов. Словом, оно просто невосстановимо. Тогда возникла идея: сделать старым песням новый звук, как если бы я сделал его сейчас.

Сначала меня пугало то, что получается. Потом, когда я услышал это с голосами, стало интереснее, а когда мы вместе отрепетировали программу, мне прямо понравилось, что получается. Читка все собирает. Энергия умножается. Тем более что тексты — хорошие, временем проверенные. Правда, непонятно: кому они сейчас нужны?

Михаил: Все стали такие скилластые. Феничев читает как монстр. Илья — крутой хип-хоп-продюсер. Это все звучит как офигенный хип-хоп. Другой уровень. Но я до сих пор, Илья, не уверен, что нужно перезаписывать альбом «Психохирурги». Было бы класснее, конечно, издать новые песни вместе со старыми.

© Стерео Лиза

— А что, есть новые песни?

Михаил: Феничев сказал: «Я пишу». Но он всегда очень медленно пишет, и непонятно, когда он закончит.

Илья: Поэтому я пропускаю это обычно мимо ушей и жду, когда он придет с текстом и скажет: «Давай записывать!»

3H Company выступят 23 октября в клубе «Мачты» (Санкт-Петербург) и примут участие в фестивале St. Fields, даты проведения которого будут объявлены дополнительно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243674
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245195
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411957
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418543
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422692
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428013
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428672