16 января 2014Современная музыка
77020

Есть ли жизнь на Марсе?

В Санкт-Петербурге прошла научно-популярная конференция, посвященная творчеству Дэвида Боуи. Доклады, кинопоказы и вечеринки исправно посещал Радиф Кашапов

текст: Радиф Кашапов
Detailed_picture© Marina Lin

В октябре 2012 года в Университете Лимерика (Ирландия) провели симпозиум «Strange Fascination?» — к 40-летию песни «Changes» — с докладчиками из Австралии, Новой Зеландии и США. 8 января 2013 года Боуи выпустил первый за 10 лет сингл «Where Are We Now?», а 11 марта — первый за 10 лет альбом «The Next Day».

А в Петербурге в начале 2014 года аспирантка филфака и полиглот Елизавета Столярова организовала свою научную конференцию по Боуи, весьма поучительную для тех, чье фанатство не идет дальше трепа в сети и заказов коллекционных изданий: с докладами, обсуждениями, кинопоказами и вечеринкой.

Не сказать, что в России не любят анализировать рок-музыку. Тверской государственный университет, к примеру, в начале 2000-х выпускал сборники «Русская рок-поэзия: текст и контекст» со статьями вроде «Мотив дороги в песенном творчестве Д. Арбениной». Но то — дела бумажные. А здесь — научная конференция в не особо любящей Боуи стране, после неудачного выступления в которой он сказал, что здесь ужасная публика и что больше он в Россию не приедет.

Несколько Аладдинов, Зигги Стардастов, Белых Герцогов соревнуются друг с другом в конкурсе костюма.

8 января у входа в лофт-проект «Этажи» не наблюдалось столпотворения. При том что в поклонниках Дэвида Боуи «ВКонтакте» записано 19 тысяч человек. На первом дне конференции около трех десятков человек, сидя в темноте, внимают докладам. Микрофон у выступающих появляется ближе к концу сессии. Докладчики не проявляют какой-либо эксцентричности в поведении или внешнем виде — повседневная одежда, спокойный тон. Вот петербурженка Анна Глушкевич провела исследование «Космическая тематика в текстах песен Дэвида Боуи» — подсчитала количество «космических» слов типа «небеса» и «звезды» и выстроила на основе подсчетов много таблиц — по периодам, по альбомам. Кандидат физико-математических наук Дмитрий Лебедев увлеченно цитировал газетные вырезки, посвященные альбому Боуи и Игги Попа «The Idiot».

Наконец, москвичка с низким голосом Виктория Васина обстоятельно раскрыла тему «Дэвид Боуи: игра в гендер» — вплоть до того, что объяснила каждый термин, дала цитаты, обрисовала контекст, в котором в 70-х Боуи сделал заявление о своей бисексуальности, и так далее. Говорят, на официальном международном форуме автора «Life on Mars?» объявление об этом докладе уже вызвало удивление: это как же, в нетолерантном Питере будут говорить о таком? Елизавета Столярова предположила со сцены, что, видимо, депутаты — блюстители морали не в курсе, что такое гендер.

© Алексей Парманин

Второй вечер конференции, состоявшийся в Hello Hostel, больше походил на театральную постановку. Людей еще меньше, чем в первый. Двое мужчин в зале — я и уже упомянутый фанат Игги Попа. Тем временем доклады второго дня превращались в дискуссии на несколько часов. Последняя часть была посвящена клипам Дэвида Боуи, выпущенным в поддержку «The Next Day». Каждый был тщательно разобран — со стоп-кадрами и нервными репликами из зала. На кого похожа женщина в «Where Are We Now?»? Что значит этот пакет, он из Берлина? Почему на футболке написано «Song of Norway» (это название фильма по оперетте, из-за которого Боуи бросила очередная подружка-актриса)? Почему все так нелепо смотрится в «The Stars (Are Out Tonight)» — и речь идет не только о ресницах Тильды Суинтон? Готичная дева из первого ряда начинает яростно нападать на докладчицу за то, что она чрезмерно много сообщает домыслов и ассоциаций, но пренебрегает фактами. Однако прения идут донельзя интеллигентно, включая внезапные отклонения в разговоры об Эшере и о том, как одна из поклонниц Боуи познакомилась с мужем-программистом, потому что хотела понять, можно ли делать картины как у Эшера на компьютере. Все это напоминает ожившую ветку форума. Только вместо очередного унылого вечера у компа ты получаешь насыщенный вечер с незнакомыми интересными людьми. Забытое чувство.

Обстановка в кинотеатре «Кино без попкорна» (еще одна площадка научпоп-конференции) уже не так странна. Несколько десятков человек смотрит культовые картины с участием рок-идола, вроде «Человека, который упал на Землю».

Скудную посещаемость конференции сразу списываешь на провал информационной кампании. К примеру, в интернете информация о месте проведения заключительной вечеринки конференции (сторонняя затея, сотворенная в тесном сотрудничестве с организаторами), назначенной на 9 января, разнится. Во встрече «ВКонтакте» указано закрывшееся недавно пространство 8PACES. Но память подбрасывает мелькавшую где-то фразу о второй площадке клуба «Цоколь». Здесь несколько Аладдинов, Зигги Стардастов, Белых Герцогов соревнуются друг с другом в конкурсе костюма. Атмосфера как в начале корпоратива — пока еще все стесняются. Знакомая подбрасывает сообщение, что за день до этого в баре «Копен» день рождения Боуи прошел куда веселее: с трехчасовой нарезкой из клипов, песнями героя через одну, солидным количеством публики и парой костюмированных персонажей с конференции.

© Marina Lin

«У меня возникло желание провести эксперимент, — объясняет организатор Боуи-конференции Елизавета Столярова. — Я из научной, преподавательской среды, работаю со студентами. Я много общалась с людьми из группы Дэвида Боуи “ВКонтакте”. Я решила посмотреть, что будет, если соединить научный и фанатский подходы. Сначала я хотела сделать конференцию, поделив ее на научно-популярную и научную части. Потом решила, что не стоит их разделять. Идея возникла год назад, когда я увидела конференцию в Ирландии. Правда, было слишком мало времени, чтобы самой туда попасть.

Интерес у фан-сообщества “ВКонтакте” был довольно большой. Когда вышел альбом, разговоры отпали, было не до того. А потом в группе вспомнили об этой идее, начали обсуждать. По-моему, в реальности из тех активно обсуждавших до конференции почти никто не добрался».

Елизавета Столярова прежде не организовывала конференции, только посещала. Она не считает свой первый опыт неудачным — уже проанализировала его и сделала выводы об ошибках. «Я понимаю, чего не хватило: информационного напора и контроля над ситуацией. Что-то я пустила на самотек — доверилась людям. Я надеялась на отклик большего количества людей из музыкальной среды. Как ни странно, наибольший интерес был со стороны филологов и людей, связанных с дизайном. Я думаю, будут еще конференции — с более активным взаимодействием с докладчиками и более насыщенные событиями».

Ей хочется помочь. А также посмотреть, как прошли бы аналогичные мероприятия, посвященные, скажем, Depeche Mode или Joy Division. Доклады на темы «Динамика роста волос Дэвида Гэхана» и «Влияние английской поэзии на тексты Йена Кертиса»? Почему бы нет. Кажется, это абсолютно русский формат фанатства.

Комментарии
Сегодня на сайте
Эстетика возникает как политикаКино
Эстетика возникает как политика 

Владимир Надеин, Клим Козинский, Виктор Алимпиев, Ирина Шульженко и Василий Корецкий беседуют о границах кино- и видеомедиума с точки зрения художника, зрителя и государства

15 июля 20194530