27 декабря 2017Современная музыка
491

Поп-музыка: 2017-й

16 отечественных альбомов и 33 песни из 2017 года

текст: Денис Бояринов, Сергей Мезенов
Detailed_picture© Colta.ru

Если вы хотите жить в одном ритме со своим народом — ознакомьтесь со списком хитов «ВКонтакте», а мы предлагаем вам субъективный набор лучших русских альбомов 2017-го, традиционно разложенный по номинациям. В качестве бонуса: плейлист примечательных песен, которые ярко говорят об уходящем годе.

1. Чудо года
«АИГЕЛ» — «1190»

Самая удивительная история успеха музыкальной группы в 2017-м: «АИГЕЛ» — это совместный проект казанской поэтессы и певицы Айгель Гайсиной и питерского электронного музыканта Ильи Барамии («Елочные игрушки», «Самое большое простое число»). Несмотря на то что дебютный альбом «АИГЕЛ» «1190» был трудным слушанием и тяжелым испытанием — тексты Айгель Гайсиной росли из переживаний по поводу тюремного заключения ее любимого человека, а Илья Барамия положил их на жесткий индустриальный бит, — группа мгновенно стала собирать большие концертные площадки по стране. А под конец года и вовсе случилось рождественское чудо: любимого Айгель Гайсиной отпустили по УДО.


2. Двухтомник года
Скриптонит — «Уроборос»

Двойной удар от самого знаменитого сына города Павлодар, отчаянный и головокружительно личный эпос о том, что успех — не совсем то, чем он кажется. Мало кто из отечественных рэперов в этом году мог выступить на столь распространенную тему столь индивидуально и столь странно. После этой двойной пластинки Скриптонит вроде бы собирается уйти из рэпа — если так, то уходит он с гордо поднятой головой.



3. Баттл года
«Вежливый отказ» — «Военные куплеты»

Предыдущий альбом классиков московского авант-рока «Гуси-лебеди» выходил семь лет назад — ждать пришлось довольно долго. В этот раз группа под предводительством Романа Суслова деконструирует жанр советской военной песни и, как обычно, превращает его в хитроумный, искусный и искренний рок. «Вежливый отказ» невозможно заподозрить в попытке отразить какую-либо конъюнктуру — они занимаются чистым искусством; видимо, поэтому в их батальных звуковых полотнах больше русской жизни и правды, чем в том, что вам могут показать в современном кино или на ТВ.


4. Ночное рандеву года
Луна — «Остров свободы»

Гипнотический атмосферный дэнс от молодой украинской певицы. Пока пользователи соцсетей заслушивались синглом «Тает лед», записанным группой ее мужа, Кристина Бардаш тихонько гнула свою линию и записала альбом завораживающих поп-шлягеров, одинаково подходящих что для ночного клуба, что для арт-галереи: эдакую подводную дискотеку в рапиде.


5. Коллективные действия года
«Кубикмагги» — «Things»

«Кубикмагги» придумана пианисткой и певицей Ксенией Федоровой, дочкой того самого Леонида Федорова. К третьему альбому петербургская группа превратилась в зрелый, уверенный в себе и гораздый на выдумку коллектив, который записывает инструментальные пьесы, лежащие где-то между экспериментальным джазом, академическим минимализмом, витиеватым прог-роком и романтической киномузыкой. Щедрая музыка, которая заряжает удовольствием умелых музыкантов от совместной игры.


6. Отцы года
«Каста» — «Четырехглавый орет»

В конце концов, это альбом, сочиненный молодыми папами. Первый почти за десятилетие альбом ростовских рэп-авторитетов поднимает широкий круг животрепещущих вопросов, отвечает на них и делает это так, как и положено отцам, — честно, точно, с юмором, от души.


7. Рок года
Константин Ступин и Алексей Ракитин — «Stupa 2.0»

В марте 2017-го пришло печальное известие о смерти орловского рок-н-ролльщика, автора хита «Пушистый хвост лисицы» Константина Ступина. Записанный им с орловским же инди-рокером Алексеем Ракитиным, сочинявшим песни для Елки и Тины Кузнецовой, альбом «Stupa 2.0» должен был возвестить о перезагрузке проекта — о новом зычном звуке его валгалла-рока, но, увы, стал последним и душераздирающим приветом, отправленным старым корсаром с того света.


8. КСП года
«Дайте танк (!)» — «См. рис. 1»

Самая остроумная и вздорная молодая русская рок-группа из Подмосковья задумывается о тяготах и сложностях взросления — был виноградом, теперь изюм. Особенно приятно, что такой тематический разворот происходит под аккомпанемент самой их по-взрослому реализованной музыки.


9. Русская марка года
«Утро» — «Третий альбом»

«Утро» создано участниками ростовской Motorama, одной из самых известных российских инди-рок-групп за рубежом, для того чтобы играть песни на русском, и на «Третьем альбоме» у них это отменно получается. Motorama и «Утро» задали стандарт экзистенциального репетитивного постпанка с плясовыми ритмами и привкусом провинциальной безысходности, который (почему-то) хорошо прижился в наших широтах, — есть и плеяда похожих друг на друга групп, и фестиваль, на котором они друг перед другом выступают. «Утро» и их песни печальные, снегом покрытые высоко держат эту российскую марку.


10. Панельки года
Хаски — «Любимые песни (воображаемых) людей»

Существенная часть российского рэпа в этом году напоминала лоснящийся глянцевый журнал, на страницах которого пафосные чуваки вальяжно меряются марками машин, толщиной кошельков и количеством моделей в личном половом зачете. А на альбоме уроженца Улан-Удэ Дмитрия Кузнецова рифмованными строчками разговаривает голос улиц и закоулков, панельных девятиэтажек и грязных дворов.


11. Кач года
Ноггано — «Лакшери»

Огромный, почти трехчасовой альбом-плейлист от хулиганского альтер эго Басты, где чего только нет: криминальные байки, которые у Ноггано лучше всего получаются, казацкий трэп, роскошный ресторанный медляк, абсурдистские танцевальные боевики, братская романтика 90-х и фантасмагорическая история в духе Хантера Томпсона. Очень смешно и невероятно жизненно.


12. Странность года
Лена Черняк — «Fbromance»

Электронно-песенный морок от питерско-парижской певицы, записавшей при помощи видных деятелей питерского электронного подполья Александра Зайцева и Ильи Белорукова идеальный саундтрек к внезапному выпадению из реальности черт знает куда.


13. Ритуал года
Shortparis — «Пасха»

В 2017-м русская инди-музыка открыла для себя русский язык и с удовольствием стала его осваивать, начав писать и петь на родном. Оригинальнее всего переметнулись в стан почвенников Shortparis — заметные герои петербургско-новокузнецкого андеграунда. Их песни, отличающиеся экстатическим электропанк-звуком и театрально-кабарешным вокалом, пытаются то ли напугать, то ли заколдовать слушателя — добавьте к этому мощные живые выступления, похожие на перформансы, и вы получите одну из самых необычных российских рок-групп момента.


14. Мораль года
ЛСП — «Tragic City»

Лайфстайл-рэп как моралите, как суровая артхаусная драма о том, какая пугающая пустота на самом деле скрывается за большинством рэперских историй о красивой жизни и покорении олимпа.


15. Трип года
PTU — «A Broken Clock Is Right Twice a Day»

Главным агентом влияния, пропагандировавшим российскую музыку на Западе, в 2017-м оставалась Нина Кравиц — сибирский диджей, сделавшая карьеру в Берлине и издававшая на собственном лейбле «трип» умное техно и экспериментальную электронику. Больше всего комплиментов из ее подопечных досталось казанскому дуэту PTU, выпустившему у Нины Кравиц альбом «A Broken Clock Is Right Twice a Day» — слегка сумасшедшую электронику в спектре от эмбиента до эйсид-техно, под которую, оказывается, замечательно можно танцевать.


16. Остатки года
Леонид Десятников — «Incidental»

Российский лейбл Fancy Music, издающий современных академических композиторов, завершил насыщенный год выпуском редко встречающейся прикладной музыки Леонида Десятникова: фокстрот из «Мишени» и тема к одному из первых постсоветских триллеров «Прикосновение», фрагменты музыки к спектаклю «Живой труп», клезмер-танго из «Заката», самая ранняя находка «Три истории шакала», написанная на французские тексты магрибских сказок, романс по детскому письму Гидона Кремера и многое другое. Диск записывался три года — пока искали ноты, собирали музыкантов и т.д. Автор — как обычно, иронично — характеризует его как «обрезки и остатки», но такие обрезки — на вес золота.


17. Бонус года
Плейлист COLTA.RU: 33 песни из 2017-го

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242436
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243332
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410963
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417532
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421706
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427044
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427917