Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024372911 ноября в ГлавClub Green Concert (Москва), а 12 ноября в клубе «Космонавт» (Санкт-Петербург) в очередной раз выступит GusGus — одна из самых популярных в России исландских групп. Перед выступлением ее вокалист Даниэль Аугуст Харальдссон поговорил с корреспондентом COLTA.RU.
— Даниэль, в России произносят название GusGus по-разному. Как же все-таки говорить правильно: «Гас Гас» или «Гус Гус»?
— Название группы связано с фильмом, в котором женщина готовит любовнику кускус и произносит это как «гус гус». В Исландии мы говорим «Гус Гус». А американцы говорят «Гас Гас». Так что нет правильного способа.
— В Википедии написано, что у этого названия есть сексуальная коннотация. Что имеется в виду?
— Сексуальная коннотация? Ха! Ну вообще-то у него пищевая коннотация. Это был немецкий фильм, в котором женщина пригласила иммигранта на ужин к себе домой. Она приготовила кускус. У них был ужин, потом… секс. Вот в этом и коннотация.
— Ага, то есть Википедия в кои-то веки не обманула.
— Она была частично права. Секс был вырван из контекста (смеется).
— Википедия также говорит, что вы представляли Исландию на «Евровидении» в 1988 году. Вам было тогда 20?
— 19.
— Что вы помните об этом?
— Меня попросил принять участие композитор, которому поручили сочинить песню для «Евровидения». Я только начал карьеру как певец. Я согласился принять участие в конкурсе — я очень уважал композитора, но совсем не уважал сам конкурс. И это было неправильно: если уж ты соглашаешься представлять свою страну в конкурсе, надо относиться к этому подобающе. Словом, для меня это было случайное выступление. Это было не то, о чем я мечтал.
— А о чем вы мечтали?
— Тогда у меня была амбиция — открывать. Я искал, что я могу дать музыке и что музыка может дать мне. Я делал первые шаги. Меня интересовал любой опыт; конкурс «Евровидение» был таким опытом.
— Какая музыка на вас повлияла в то время — что оставило значительный отпечаток?
— У моей мамы была большая коллекция пластинок. Очень разных — от Баха до The Beatles. От Элвиса Пресли и Луи Армстронга до Нины Симон и Майлза Дэвиса. Я много слушал классической музыки, джаза, поп-музыки...
— А вы жили в Рейкьявике?
— Большую часть своей жизни. Я родился в Швеции, потом жил в Дании, но это было совсем в детские годы — я их плохо помню. Потом мы переехали в Исландию — сначала в ее деревенскую часть. А потом, когда мне было шесть или семь, мы переехали в город. Но мои первые музыкальные воспоминания связаны со временем, когда мы жили в маленьком городке недалеко от Рейкьявика. Мама заводила пластинки на своем Bang & Olufsen — этот виниловый проигрыватель был одним из ярчайших воспоминаний моего детства.
— Вы — один из основателей GusGus, а чем сейчас заняты другие музыканты, начинавшие группу, — они ведь ушли из проекта?
— Изначально GusGus был кинопроектом. В нем были я и два кинорежиссера (Сигюрдюр Кьяртанссон и Стефаун Аурни Торгейрссон), мы хотели делать вместе музыку. Я был в той точке своей жизни, когда мне хотелось открыть для себя что-то новое. У меня была группа, которая играла рок на исландском языке, но мне хотелось расширить горизонты и попробовать другие возможности. Электронная музыка в то время мощно и динамично развивалась — становилась более доступной. Вместе с Сигги мы стали делать электронную музыку; поскольку мы не были специалистами в этом, мы нашли более опытных людей — так появились Бигги Вейра и Магни Йоунсон. GusGus стал частью клубного андеграунда Исландии. Мы получали большое удовольствие, сочиняя музыку на акустических гитарах и буквально впихивая ее в синтезаторы, секвенсоры и программы.
— Вы представляли себе звук, которого хотели добиться, или это был чистый эксперимент?
— Четкого представления у нас не было. Наш звук был отражением наших индивидуальностей. Мне кажется, у нас честно получилось поженить электронный звук с эмоциями и персональным мироощущением.
— Почему ваши напарники покинули GusGus?
— У каждого свои причины. Люди приходят и уходят — им становятся интересны другая музыка и другая жизнь. Сигги и Стефаун просто остались режиссерами. Другой участник раннего состава был менеджером и состоялся по финансовой части. Магни увлекся актерской игрой, обучением актеров и рисованием картин. Кто-то захотел делать свою музыку, у кого-то были семейные причины. Ну, это жизнь.
— Вам нужны новые участники GusGus — вокалисты или продюсеры?
— Сейчас нам интересно выступать в формате динамичного дуэта, как Eurythmics, Pet Shop Boys и Yazoo из 1980-х. Мы хотим погрузиться в эту форму как следует. Да, мы будем приглашать друзей и знакомых что-то исполнить в новых песнях — например, в одном из наших новых треков поет Джон Грант. Посмотрим, как это получится, но пока мы уверены, что сможем справиться вдвоем.
— У вас есть дедлайн для нового альбома?
— Сначала мы выпустим мини-альбом — где-то в январе 2018-го, а потом, к середине года, выйдет большой альбом. Но, естественно, все может поменяться (смеется).
— Что еще вы можете рассказать о новом альбоме?
— Мы хотели разделаться с привычными танцевальными темпами и поп-формой, поэтому решили замедлить наши песни. Что касается звука, нас сейчас увлекает стилистика 70-х — примитивные секвенции, минималистский подход, ретро-атмосфера, чтобы сделать песни сильнее и глубже.
— А ваша первая группа Nýdönsk все еще существует?
— Да, конечно. Мы только что выпустили новый альбом — в прошлом месяце. Уже 10-й по счету. Мы играем альтернативный рок на исландском. В Исландии наши песни весьма популярны, но, конечно, их плохо знают за пределами острова. Если только вам не попадется какой-то знаток исландской музыки.
— Вы начинали и сольную карьеру. Собираетесь продолжать?
— Да, я выпустил два альбома — в 2005-м и 2011-м. Но для меня это стороннее увлечение. Я комфортнее себя чувствую, находясь в группе, — мне важно с кем-то обмениваться идеями. Так я лучше работаю.
— Как сейчас выглядит исландская музыкальная индустрия — что-то изменилось за последние годы?
— Мне трудно говорить о трендах — я не могу анализировать, что происходит с музыкой в Исландии. Она развивается, расширяется, куда-то движется — постоянно появляются новые имена и группы. Много новой хорошей музыки. Рэперов у нас много, и этот жанр очень популярен. Среди них есть и такие, которые касаются серьезных социальных и политических тем. В Исландии много музыкантов и много музыки. В самых разных жанрах — есть интересный мейнстрим, и есть андеграунд. И всем приходится конкурировать друг с другом за внимание слушателя в интернете. Постоянно что-то выдумывать, чтобы привлечь это внимание — и удержать. Буквально драться.
— А вы много времени проводите в интернете?
— Я стараюсь соблюдать правильный баланс. Но это очень трудно. Знаете, иногда бывает — зашел в Фейсбук на минутку, очнулся через два часа и думаешь, на что же потратил свое время. Ведь ничего не сделал (смеется). Ужас!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243729Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20245260Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412009Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202418585Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202419253Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421985Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422729Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427861Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428057Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428703