«Ты кто такой?»

Как автор YouTube-мема «Давай, до свидания» угодил в бакинскую тюрьму и стал изменником Родины

текст: Денис Бояринов
Detailed_pictureФейсбук-страничка Гилала Мамедова / Colta.ru

13 июля, три часа дня, азербайджанское посольство в Леонтьевском переулке. На тротуаре напротив посольства два десятка человек выстраиваются в шеренгу и разворачивают плакаты. На них лозунги: «Свободу Гилалу Мамедову», «Остановите репрессии в Азербайджане», «Мы за сохранение талышской культуры», «Азербайджан, прекрати этноцид талышей!»

К шеренге подтягиваются двое полицейских, съемочная группа с камерой и зеваки. За окнами посольства внезапно всплывают хмурые мужчины, буравят взглядами шеренгу и так же внезапно исчезают. У стен посольства посетители, сбившиеся кучками, глазеют на пикетчиков и обсуждают увиденное:
— Талыши на другом языке говорят.
— На фарси — как таджики.
— А кто такой этот Гилал?
— Он убил кого-то в Ленинграде за то, что тот азербайджанский флаг осквернил!

Тем временем около людей с плакатами начинается несанкционированный митинг. «У нас Азербайджан — единое государство, — запальчиво кричит людям с плакатами грузный усатый мужчина. — Не надо лозунгами мутить между людьми!!»

У усача тут же находится оппонент из зрителей — молодой и худощавый, но такой же смуглый и усатый: «Не надо говорить такие вещи! Здесь люди вышли за свободу голоса. За демократию! Это Россия. Здесь демократия! В Азербайджане демократии нету!» Не дожидаясь возражений от усача, молодой начинает кричать: «Свободу узникам, свободу!» Его поддерживает несколько голосов, но не из шеренги. «Прекратите провокации. Это пикет, а не митинг», — строго говорит кричащим предводитель пикетчиков, седая женщина в очках, похожая на директора школы. Это глава правозащитной организации — комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Она организует у азербайджанского посольства второй пикет в поддержку главного редактора газеты «Голос Талыша» Гилала Мамедова, который несколько недель назад был арестован в Баку по подозрению в хранении наркотиков, затем ему были предъявлены обвинения в государственной измене и разжигании межнациональной розни. Мамедов больше известен в России как автор ролика-мема «Давай, до свидания», у которого сейчас под 4,5 миллиона просмотров. Есть все основания полагать, что арестован он был именно из-за него.

Оригинал «Давай, до свидания», выложенный Гилалом Мамедовым:

Из комментария к ролику: «Видеоролик был снят 5 ноября 2011 года на одной свадьбе в селе Тангеруд района Астары Талышского региона (юго-восток) Азербайджана. Содержание ролика: две группы — талыши (слева: Интигам Рустамов, Эхтирам Рустамов, Ризван Шыхизаде и Хусейн Астаринский) и известные бакинцы-«мейханисты» (справа: Рашад Даглы, Эльшан Хазар, Парвиз Бюльбюля) исполняют стихотворные состязания (шуточно-сатирического характера типа русских частушек или современного рэп-батла) под ритмический аккомпанемент дэфа».

Фраза «Давай, до свидания» сейчас в России известнее словосочетания «талышская культура». Большинство россиян и не представляют себе, что эта популярная шутка пришла к нам с талышской свадьбы, кто такие талыши (автохтонный ираноязычный народ, проживающий на юго-западе Прикаспия) и что Азербайджан — многонациональное государство с вытекающими отсюда проблемами сосуществования этносов. А про «Ты кто такой?» слышали — особенно после того, как плакат «Володя, давай, до свидания» стал появляться на оппозиционных маршах и татарин Тимати сделал пародию на этот ролик, чтобы высмеять обидевшего его армянского болгарина Филиппа Киркорова.

Гилал Мамедов во время съемок сюжета для программы «Центральное телевидение»Гилал Мамедов во время съемок сюжета для программы «Центральное телевидение»Фейсбук-страничка Гилала Мамедова
Ужасная история

Гилал Мамедов — скромный 53-летний преподаватель математики и информатики, главный редактор талышеязычной газеты, которая второй год уже не выходит, — в авторы ютьюб-мема угодил совершенно случайно. Непонятно даже, присутствовал ли он на свадьбе в селе Тангеруд, где братья-мейханисты Интигам и Эхтирам Рустамовы впервые озвучили знаменитый припев на русском (Интигам гордится тем, что единственный в Баку читает мейхану на русском — среди гостей свадьбы были родственники из Москвы, потому его и пригласили). Гилал Мамедов всего лишь выложил полученные от тамады съемки на YouTube-аккаунт газеты «Голос Талыша» и снабдил «проталышским» комментарием. Через полгода после этого, аккурат под финал «Евровидения» в Баку, этой любительской съемке суждено было стать знаменитой. Мамедова разыскала съемочная группа канала НТВ, делавшая сюжет о нашумевшей мейхане для программы «Центральное телевидение». Он принял их в Баку, связал с Интигамом Рустамовым, помог организовать съемки и получил свои 15 секунд славы — в финальный монтаж сюжета включили его рассуждения о том, что мейхана выжила в Азербайджане, несмотря на то что ее запрещали советские власти. Название его газеты в титре дали с опечаткой. Сюжет прошел в эфире НТВ, и оказалось, что этот канал в Азербайджане смотрят очень внимательно.

Сюжет программы «Центральное телевидение» о мейхане:

21 июня Мамедов отправился навещать в больнице знакомого талыша, но домой не вернулся. Спустя несколько часов его родственникам позвонили и сказали, что он задержан по подозрению в хранении наркотиков и при обыске у него найдено 5 грамм героина. Мамедова поместили в СИЗО в поселке Шувалан. Адвоката к нему допустили только через 6 дней. Вернувшись, тот сообщил, что Мамедов сильно избит — у него очень болит правая часть тела, есть подозрение на перелом ребер и открытые раны на ногах, которые никто не осматривает.

Адвокат доставил из СИЗО письмо Мамедова, где тот изложил подробности своего задержания: «Эти людоеды из 6—7-и человек были в гражданском, когда напали на меня около нашего дома, когда я вернулся из больницы “Нефтчиляр” около 12.00 дня 21 июня. Меня очень жестоко, по-зверски сунули в гражданский автомобиль. Я думал, что эти бандиты меня убьют на месте. Но потом, когда сунули в машину, подумал, что убьют по дороге и выбросят где-то. В машине меня тоже избивали. О наркотиках речь не шла. Говорили о моей странице в facebook, о ролике “Ты кто такой? Давай, до свидания!”, о моем интервью каналу НТВ. Мне сказали, что я “слишком оборзел и зашел слишком далеко”.

«Здесь люди вышли за свободу голоса. За демократию! Это Россия. Здесь демократия! В Азербайджане демократии нету!»

...

Когда меня привезли в главное “Управление по борьбе с наркотиками” (Ази Асланов их начальник), я понял, что эти бандиты являются их сотрудниками. Они потребовали, чтобы я вытащил все, что в кармане. Я отказался. Тогда они сами вытащили все. Вдруг из правого кармана вытащили пакет в целлофане и радостно закричали: “Вот наркотик!!!” Даже вес сразу определили, не взвешивая! Сказали — 5 г. Я им говорю: “А откуда знаете, что это наркотик, а может, мыльный порошок?! А может, пошутили и положили в мой карман золотую монету!?” А они были просто счастливы, эти “оперативники” стояли и издевательски смеялись надо мной, довольные, что всемером “справились со мной” и избили, и наркотик подложили.

Гилал Мамедов (второй справа) со съемочной группой программы «Центральное телевидение» и братьями-мейханистами Интигамом и Эхтирамом РустамовымиГилал Мамедов (второй справа) со съемочной группой программы «Центральное телевидение» и братьями-мейханистами Интигамом и Эхтирамом РустамовымиФейсбук-страничка Гилала Мамедова

Потом я потребовал встречи с Ази Аслановым. Меня отвели к нему. Он где-то 15 минут разговаривал со мной. Когда я его спросил: “Почему мне — ученому и преподавателю — в карман положили наркотики?”, он в ответ буквально сказал эти слова: “Гилал, мы тебя хорошо знаем, очень хорошо, но ты не понимаешь, что сегодня в Азербайджане существует стабильность, а это благодаря “умумилли лидеру” Гейдару Алиеву и его сыну Ильхаму Алиеву”. …Он не бил меня, не оскорблял. Я был в его полной власти, но мне было его очень-очень жаль…»

Журналистка недавно закрытой программы «Центральное телевидение» Екатерина Воронина, встречавшаяся в Баку с Гилалом Мамедовым для сюжета о мейхане, до сих пор не может поверить в реальность происходящего: «Я сначала подумала, что все это какая-то шутка. Звонят люди, говорят — после вашего сюжета человека посадили. Я не знала, что на это отвечать. Ведь сюжет был совершенно безобидный. Там даже в исходниках интервью нет никакой крамолы. Мы и не могли ничего показать, даже если бы хотели. Единственное: без камеры он рассказывал о том, как в Азербайджане затыкают всем рот. Ничего нового! У нас то же самое происходит. На всем постсоветском пространстве так».

«Я сначала подумала, что все это какая-то шутка. Звонят люди, говорят — после вашего сюжета человека посадили».

В письме из СИЗО Мамедов высказывает предположение, что поводом для его преследования стал «талышский концерт», который они организовали 13 июня для съемочной группы НТВ: «Власти не раз предупреждали нас, чтобы в Астаре мы не проводили этого концерта — вечера, посвященного талышской культуре. Но я не послушался их. Мы провели концерт, и я выложил около 10 роликов этого вечера-концерта в ютубе. Видимо, они еще больше занервничали».

«Вообще-то мы просили организовать нам свадьбу, на которую снова приедут выступать братья Рустамовы, — вспоминает этот вечер Екатерина Воронина. — Она нужна была для сюжета. Но мы приехали на другое мероприятие, и я очень сильно возмущалась по этому поводу. Впрочем, по обстановке все это было похоже на свадьбу. В одном из больших дворов развешаны ковры. Очень много народу. Сидят музыканты. Никакого алкоголя. Торжественные речи, длинные песни и пляски. Все велось на талышском языке. Мы не стали дожидаться конца — сняли, что нам надо было, и уехали». В сюжет «Центрального телевидения» вошел короткий фрагмент этой съемки. «У нас был сюжет о том, что такое мейхана, кто такие братья Рустамовы и как на них навалилась вся эта популярность, — объясняет Воронина. — Мы не планировали рассказывать о талышской культуре и уж тем более о том, что есть такой правозащитник Гилал Мамедов. Я не понимаю, что там случилось. Я связалась с теми журналистами, с которыми общалась в Баку. Они мне не сказали ничего внятного о том, что произошло. В чем была настоящая причина его ареста, никто не знает. Мне звонили его многочисленные азербайджанские друзья и родственники. Просили помочь — но, к сожалению, у “Центрального телевидения” уже прошел последний эфир, и помочь мне нечем. Ужасная история».

Враг национальной безопасности

У властей Азербайджана есть давняя причина считать Гилала Мамедова талышским сепаратистом и врагом национальной безопасности. 21 июня 1993 года полковник, ветеран Карабахской войны Альакрам Гумматов выступил по ленкоранскому телевидению, объявив о создании Талыш-Муганской автономной республики в составе Азербайджана. Гилал Мамедов, на тот момент глава Партии равенства народов Азербайджана, был одним из лидеров талышского национального движения и сподвижником Гумматова. Попытка талышей обзавестись автономией была вскоре жестко подавлена Гейдаром Алиевым — Гумматов был осужден на смертную казнь (которую в 1998 году заменили пожизненным заключением, а в 2004-м Ильхам Алиев его помиловал, лишив азербайджанского гражданства и выслав в Голландию). Опасаясь преследований, Гилал Мамедов уехал из Азербайджана и провел 12 лет в России, где когда-то учился математике у академиков Никольского и Колмогорова. Он вернулся на родину в 2005-м — с риском для собственной жизни, чуть ли не единственным из политэмигрантов. Ему повезло — в этом же году Азербайджан вошел в Совет Европы и, казалось, взял курс на соблюдение основных принципов европейской демократии и защиты прав человека.

Гилал МамедовГилал МамедовФейсбук-страничка Гилала Мамедова

Фахраддин Абосзода, один из лидеров самопровозглашенной Талыш-Муганской автономной республики, познакомившийся с Мамедовым в 1993-м, говорит, что с возвращением в Азербайджан Гилал сконцентрировался на общественной деятельности и изменил политическую позицию: «С Альакрамом Гумматовым они давно разошлись во взглядах и в видении будущего талышского народа. С 2005 года Гилал систематически выступает с заявлениями, в которых в основном поддерживает политику правительства Алиева. У него очень хорошие контакты с оппозицией, которую я лично терпеть не могу, потому что уверен — она до мозга костей является пантюркистской. Они не признают существования талышей». Абосзода, который сейчас проживает в Москве, другие представители национального движения талышей и российские правозащитники, занимающиеся делом главреда «Голоса Талыша», не сомневаются, что Мамедов арестован, потому что талыш и выступал за права талышей и сохранение их культурного наследия, но очень удивляются, почему арестовали именно его.

«Я был в его полной власти, но мне было его очень-очень жаль».

Точно так же они были удивлены, когда в 2007-м был арестован предыдущий главный редактор «Голоса Талыша» Новрузали Мамедов — филолог с мировым именем, изучавший талышский язык. Новрузали Мамедов был обвинен в государственной измене и осужден к 10 годам тюремного заключения. Он скончался в тюрьме при невыясненных обстоятельствах через 2,5 года после заключения под стражу. Загадочными смертями погибли и оба его сына — вдова Мамедова из опасения за свою жизнь была вынуждена эмигрировать в Голландию.

«Новрузали Мамедов никогда публично не выступал против Алиева, — говорит Фахраддин Абосзода. — И в газете “Голос Талыша” никогда ничего провокационного не печатали — публиковали стихи на талышском языке. Она выходила нерегулярно — иногда два-три раза в год. 8 полос в формате А3. Ну о какой угрозе национальной безопасности может идти речь? Просто для властей Азербайджана одно название этой газеты — это что-то революционное».

«Причина репрессий против Новрузали Мамедова в том, что он издал талышско-азербайджанско-русский словарь, — вторит Фахраддину Абосзоде правозащитник Светлана Ганнушкина. — Это почему-то было воспринято как опасность для конституционного строя Азербайджана. Если профессора с мировым именем осудили, а потом он погиб в тюрьме, то представьте: что может стать с Гилалом Мамедовым?»

За Гилала Мамедова, который после смерти Новрузали взялся за его реабилитацию, продолжил его дело, а теперь может повторить и судьбу, действительно страшно. Его дело симметрично делу Pussy Riot — человека жестоко и несправедливо преследуют за видеоролик, название («Голос Талыша») и всплеск публичного внимания. Только случай Мамедова менее известен — за него пока не вступаются американские и английские рок-звезды, абсурднее и может закончиться куда трагичнее. Вывод из этой истории, начавшейся с интернет-шутки, совсем не смешит. Все мы, граждане Азербайджана или Российской Федерации, живем в иллюзии свободного и безопасного пространства — и каждый может проснуться врагом сошедшего с ума государства, угодить под гусеницы его репрессивного аппарата и быть раздавленным под веселенькое «Ты кто такой, давай, до свидания».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320814
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325937