Откуда взялись зины: от изображения к тексту и обратно

Специальный материал к открытию Garage Art Book Fair

текст: Эльчин Али-заде, Евгения Боневерт, Надежда Масленикова, Катя Суверина
5 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureАндре Жид и Морис Дени. Le voyage d'Urien. 1893
    От livre d'artiste к artist's bookПервые книги художника

    Очевидная ценность первых книг сформировала профессиональную среду библиофилов — людей, собирающих редкие и наиболее важные издания. Это внимание к уникальным экземплярам побудило французских издателей XIX века, таких, как Ришар Леклид или Огюст Колан, объединить фигуры поэта и художника для создания книги. Результатом стало появление жанра livre de peintre («книга живописца»), в котором графические листы, выполненные художниками, составляют параллельное повествование, свободное от задачи прямого иллюстрирования. Книгу Андре Жида и Мориса Дени «Le voyage d'Urien» («Путешествие Уриана» (1893)) часто называют первой совместной работой автора и художника.

    К концу XIX века в руках художников оказалась не только изобразительная составляющая книги, но и возможность работать с архитектурой издания: конструкцией, шрифтом, материалом. Новая для издательства форма наделила книгу дополнительными способами прочтения, а интенсивное взаимопроникновение поэтической и художественной среды, характерное для рубежа XIX—XX вв., открыло путь диалогу между художниками и поэтами. Книжные союзы создали Поль Верлен и Пьер Боннар, Гийом Аполлинер и Рауль Дюфи, Рене Шар и Жорж Брак, Тристан Тцара и Пабло Пикассо, Поль Элюар и Жоан Миро.

    Важная для модернистов материальная «сделанность» работы тесно связала livre d'artiste с культурой эстампа. Книги художника печатались с применением ручных печатных техник: офорта, сухой иглы, ксилографии, литографии. Тираж мог дорабатываться вручную с использованием трафарета или коллажа; нередко воспроизводились и авторские рукописные тексты, что подчеркивало рукотворную природу издания. Эти книги-объекты создавались малыми тиражами — от нескольких десятков до нескольких сот экземпляров, попадая в коллекции библиофилов и в собрания произведений искусства.

    Сложившийся элитистский мир книги художника в 1960-е годы оспорил Эд Рушей, чья работа стала отправной точкой для американского течения artist's book. В 1963 году Рушей самостоятельно издал книгу«Twentysix Gasoline Stations»: 26 черно-белых фотографий заправочных станций, снятых художником в западной части США. Здесь текст окончательно уступил место изображению и остался только в описаниях к фотографиям. Книга самого обычного формата, стандартного размера, отпечатанная современным техническим методом офсета тиражами 400 и 500 экземпляров, непронумерованная и неподписанная, нарушила принятые конвенции библиофильства, тиража и печатной графики. Это издание продолжает линию авангарда, отрицающего претензию произведения искусства на уникальность, но уже в логике поп-арта, опирающегося на эстетику индустриального и массового производства.

    Эд Рушей. Twentysix Gasoline Stations (1963). 3-е издание. 1969Эд Рушей. Twentysix Gasoline Stations (1963). 3-е издание. 1969

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Родина как утратаОбщество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202221322
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах»Общество
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах» 

Разговор Дениса Куренова о новой книге «Воображая город», о блеске и нищете урбанистики, о том, что смогла (или не смогла) изменить в идеях о городе пандемия, — и о том, почему Юго-Запад Москвы выигрывает по очкам у Юго-Востока

22 февраля 202221828