22:30 7 марта 2015Новости
117

Юровский выступил в защиту «Тангейзера»

News_detailed_picture© Sheila Rock / IMG Artists

COLTA.RU публикует открытое письмо дирижера Владимира Юровского.

Сразу оговорюсь: спектакля Новосибирского Театра Оперы и Балета «Тангейзер» по опере Вагнера я не видел, поэтому говорить о самом спектакле я не могу, хотя по многочисленным его описаниям в СМИ и в блогах могу вполне допустить, что спектакль интересный и спорный, а значит уже заслуживает внимания.

Речь идет не о самом спектакле или его создателях — речь идет о принципе. А принцип заключается в том, что театр — не храм и к нему не применимы те же законы, что и к церковному богослужению. Люди, приходящие на театральный спектакль, сознательно идут на встречу с искусством, а искусство — это прежде всего поиск и диалог, в том числе критический диалог. В случае с постановкой классической оперы это и диалог нас сегодняшних с культурно-историческим пластом прошлого, а он невозможен без сознательного переосмысления и переоценки изначального авторского замысла. Театр, как и любое другое живое искусство, не может жить догмой, тем более религиозной догмой.

Любой театральный спектакль, а значит и его авторы, может быть подвергнут критике, в том числе и публичной. Любой зритель, возмущенный спектаклем, имеет полное право встать и покинуть театр, не дождавшись окончания представления. Зритель имеет право также публично выразить свое возмущение через прессу и любые другие доступные ему СМИ. Это — цивилизованная форма выражения своего несогласия с тем или иным фактом культурной жизни.

Но писать донос прокурору на возмутивший зрителя спектакль? Отдавать режиссера под суд за театральный спектакль и требовать его тюремного заключения, «чтоб иным неповадно было»??!!.. Устанавливать цензурные нормы для институтов культуры и систему надзора над ними?.. Ну тогда давайте запретим «Сказку о попе и работнике его Балде» Пушкина, «Вий» Гоголя и «Воскресение» Толстого как пасквили на священнослужителей, а «Мастера и Маргариту» Булгакова как пасквиль на Священное Писание! «Венецианского купца» Шекспира, «Скупого рыцаря» Пушкина, а также добрую половину сочинений Достоевского запретим за антисемитизм, а «Саломею» Р. Штрауса и «Тристана и Изольду» Вагнера запретим как порнографию. Вагнера тогда вообще придется запретить целиком — за пропаганду человеконенавистнических идей и т.п...

Только не будем забывать, что от такого рода мер уже недалеко до «средневекового суда священной инквизиции», публичного сжигания книг на площадях или печальной памяти «постановлений партии и правительства о борьбе с космополитизмом и формализмом в искусстве», а то и, упаси Бог, до бесчинств боевиков «Исламского государства»!!!

«Российская Федерация — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве главной или обязательной». Это цитата из Конституции РФ, Статья 14.1. В той же статье того же источника говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». А в другой статье имеется следующее утверждение: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Каждую религию, безусловно, надо уважать. Любой священный культ — неотъемлемая часть культурной традиции любой страны. Но людям, живущим в светском государстве, не может навязываться система мышления и поведения, присущая той или иной религии.

К сожалению, в последнее время атмосфера в стране становится всё более агрессивной и нетерпимой к любым проявлениям «инакости» и «инакомыслия», и травля, развязанная вокруг спектакля «Тангейзер» и его создателей — одно из печальных проявлений этой тенденции.

Я призываю следственные органы Новосибирской области прекратить возбужденное в отношении режиссера Т. Кулябина и Новосибирского театра оперы и балета дело, а людей, возмущающихся на площадях страны и в интернете оперным спектаклем, которого они не видели, призываю успокоиться, вернуться к цивилизованному диалогу и тем самым помочь всем нам восстановить в нашей стране атмосферу человеколюбия, доверия и взаимопонимания.

Владимир Юровский,

дирижер


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320783
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325899