29 января 2014Общество
18733

Сочи. Перед балом

Светлана Рейтер («Лента.ру») узнала у эколога Владимира Кимаева, как город себя чувствует за 10 дней до великого праздника

текст: Светлана Рейтер
Detailed_picture© Colta.ru
Владимир Кимаев

житель Сочи, член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу

Стало заметным вот что: резко уменьшилось количество автотранспортных средств, практически отсутствуют грузовики. Тяжелых машин, даже на объездных дорогах в Сочи, фактически нет. Работа карьеров остановлена; большое количество полицейских, причем часть из них одета в специальную олимпийскую форму, которую ввели на это время. Помимо них в городе полно полицейских и сотрудников спецслужб, одетых в гражданскую одежду. Но и по стрижке, и по поведению, и по спецсредствам, которые довольно легко просматриваются, несложно вычислить людей, занимающихся обеспечением безопасности на территории Олимпийского парка.

Погоду, вне всякого сомнения, делают: вчера и позавчера над городом гудел самолет, видимо, опять сыпали цемент, чтобы погоду улучшить. Тем не менее циклон захватывает, проливается дождем. Ночью шел дождь, а вчера были шикарная погода — сухая, солнечная.

Строительные работы до сих пор ведутся и когда закончатся, не совсем понятно: часть объектов к Олимпиаде закрыли специальными занавесками, на которых изображены те же здания.

У граждан, проживающих рядом с олимпийскими объектами, все те же проблемы с ЖКХ — как свет вырубался, так и вырубается по всему городу. В поселке Мирный — проблема с канализацией: станция, которая качала отходы, сломалась, находиться там было невозможно.

Цена на автомобильный маршрут от станции Сочи до совхоза «Россия» — это зона олимпийского гостеприимства — поднялась почти в два раза: была пятьдесят рублей, стала восемьдесят шесть. Количество маршрутных такси в городе уменьшилось, а цены выросли. Зато появилось очень много машин с олимпийскими спецпропусками — для них устроили выделенные полосы, пробки образуются уже и на этих полосах.

Олимпийцы строились и все время гадили, а теперь всем нам хором за это дело придется отвечать.

Новые олимпийские автобусы курсируют в Красную Поляну, на «Роза Хутор», в общем, в олимпийский кластер. Автобусов много, и все они были приобретены по кредиту: городское собрание проголосовало за приобретение пятисот транспортных единиц, все это тяжким бременем легло на Сочи. Рейсы в этих «фильдеперсовых» автобусах очень дорогие: то, что стоило 25 рублей, стоит 50, что вызывает раздражение местных жителей. Я сегодня ехал до вокзала, слышал, как люди заходили на остановках, ругались матом. Выражали, так сказать, свое негодование и Олимпиаде, и Путину, и Ткачеву, всем подряд. Вообще рост транспортных тарифов — самая больная для города тема. У касс пенсионеры человек по 70—80 стоят в очереди за проездными месячными билетами, я давно такого не видел.

Город подмазывают, подкрашивают, но блогеры все равно находят недостатки: кучи мусора, например. А если отойти на пять шагов от центра города, то можно встретить остатки олимпийского строительства: бытовые и строительные отходы. Когда это будут убирать, никому не известно — то есть олимпийцы строились и все время гадили, а теперь всем нам хором за это дело придется отвечать.

За городом большое количество военных.

В Имеретинской долине сделали пешеходную дорожку вдоль пляжа, облагородили внешний вид, вот только пляжа практически нет. Настроение у людей такое, скажем, нейтральное: ни улыбок особых, ни горя. Зато в городе много волонтеров, они бегают по улицам, под пальмами фотографируются, на мобильники щелкаются.

Я разговаривал с несколькими волонтерами: они недовольны условиями проживания, гостиниц мало, в частном секторе рядом с Олимпийским парком нет цен ниже, чем 2500 рублей за ночь. И все уже битком забито и журналистами, и гостями — теми, кто решил приехать погреться заранее: с Севера, с Дальнего Востока.

На фоне этого происходят события, напрямую с Олимпиадой вроде бы не связанные: часть местного заказника переводят на территорию национального парка, что фактически означает полную ликвидацию памятника природы на территории Сочи.

То, что стоило 25 рублей, стоит 50. Я сегодня ехал до вокзала, слышал, как люди заходили на остановках, ругались матом.

Нас, конечно, волнует тема Евгения Витишко (член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу. Стал широко известен в связи с так называемым делом о порче забора на даче губернатора Краснодарского края Александра Ткачева в Голубой бухте, в рамках которого в июне 2012 года Витишко был осужден на три года условно. В декабре 2013 года условный срок был заменен тремя годами заключения в колонии. — Ред.). Пока еще судебное решение о заключении не вступило в силу, Витишко находится под подпиской о невыезде: тем не менее все его встречи и контакты тщательно контролируются, а неделю назад мы ехали с ним на машине в Туапсе, так нас остановила полиция — под тем предлогом, что мы якобы везем в багажнике запрещенные вещества. Витишко подал апелляцию, требуя отменить реальный срок, так судебное рассмотрение специально назначили на 22 февраля, на предпоследний день Олимпиады, — чтобы общественного резонанса не было.

А вчера поступила информация о зачистке нежелательных элементов типа меня — это в приватной беседе сообщили. Я не знаю, оправданны эти слухи или нет. Думаю, это будет делаться под соусом «сокращения числа экстремистски настроенных граждан»: с одной стороны, это оправданные действия, если учитывать Олимпиаду и террористическую угрозу. С другой стороны, это может принять совершенно нежелательные, но типичные для нашей страны формы — обыски с пристрастием у экологических активистов, обвинения в причастности к экстремистским группировкам. Такой дурдом, понимаете?

В отношении меня пока резкие меры не применяются — кроме откровенного наружного наблюдения, больше ничего нет.

А экология в городе ужасная: по ночам ездят машины, высыпают мусор. Специальных полигонов для него нет, его валят где попало, никто никуда его не вывозит.

Я Олимпийские игры смотреть не собираюсь и даже паспорт болельщика не покупал. Для меня все это не очень интересно, нет у меня никакого настроения: если бы я не знал, как все это строилось, если бы я не знал, каким ущербом для людей и природы все это обернулось, то, наверное, Игры бы смотрел. А так — не могу.

Что будет дальше происходить с городом, спрогнозировать сложно, поскольку нормальный краевой менеджмент у нас просто-напросто отсутствует: власти не могут край поднять, не могут восстановить его имидж как житницы России. При этом в Сочи вложили больше полутора триллионов рублей, а нормальной концепции развития города нет, она ни с кем не обсуждалась, я ее не знаю. Я человек неравнодушный, интересуюсь делами в городе, и если бы такая концепция была, я бы о ней обязательно знал. Значит, судьба города решается кулуарно, без малейшего участия граждан.

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Сегодня на сайте
Константин Гаазе: «Чтобы капитализм был хорошим, надо опять построить коммунизм»Общество
Константин Гаазе: «Чтобы капитализм был хорошим, надо опять построить коммунизм» 

Арнольд Хачатуров поговорил с известным социологом о «черных лебедях» 2020-го, от пандемии до американских протестов, и о том, как нам двинуться к обществу без начальства

26 октября 20202436