«После Феминнале наше общество разделилось на две части»

Цензура, давление и угрозы на феминистской выставке в Бишкеке: как это было

текст: Анастасия Инопина
1 из 5
закрыть
  • 27 ноября в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева в Бишкеке открылась I Феминнале современного искусства. Тема, заявленная кураторками, — «Кормилицы». Выставка рефлексирует об экономической не/свободе женщины, гендерном насилии и care work, невидимом женском труде, и включает в себя работы 56 художниц из 22 стран, выполненные в разных жанрах: от саунд-арта и перформанса до вышивки и академической живописи. Следуя кураторской концепции, Феминнале должна продлиться 17 дней в честь 17 работниц типографии, сгоревших заживо в Москве 27 ноября 2016 года. 14 из погибших девушек были мигрантками из Киргизии.

    Bigmat_detailed_picture© Анья Кислая
    «Если это является цензурой, то выставка подверглась цензуре»

    Сразу же после открытия организаторки столкнулись с агрессивным прессингом со стороны консервативно настроенных граждан Киргизии. Недовольство вызвал перформанс датской художницы Джули Савери «Стриптиз наоборот», посвященный правам секс-работни_ц и задействовавший обнаженное тело авторки. Стоит заметить, что представители возмущенной общественности не были в музее, а узнали о перформансе из «желтых» СМИ.

    Конец перформанса Джули Савери в залах ФеминналеКонец перформанса Джули Савери в залах Феминнале© Алтын Капалова

    Лидером протеста против выставки стала «Кырк чоро» — общественная организация, созданная после революции 2010 года. Активисты организации придерживаются консервативных ценностей, активно выступают против миграции из Китая, феминистских маршей, ЛГБТ-персон и секуляризации общества. Ранее они проводили рейды по развлекательным заведениям и сдавали правоохранительным органам женщин, вовлеченных в проституцию, закидали яйцами такси с участницами феминистского движения «8/365», окружили феминистскую ярмарку «Городок солидарности», прошедшую 8 марта 2019 года, и угрожали насилием ее организаторкам. Эти и другие подобные ситуации сопровождались бездействием правоохранительных органов, что стало причиной слухов о связи «Кырк чоро» с официальными властями.

    Ультраправые потребовали закрыть выставку и уволить директрису музея Миру Джангарачеву. В соцсетях была развернута кампания по травле организаторок, им поступали угрозы физической расправы. По словам Джангарачевой, в числе прочего активисты «Кырк чоро» угрожали поджечь музей. Директриса также подверглась давлению со стороны Министерства культуры.

    Елена Небесная. «Гипоксия»Елена Небесная. «Гипоксия»© Анья Кислая

    30 ноября было создано открытое письмо в поддержку Феминнале, собравшее подписи более 150 деятелей культуры и науки из разных стран и получившее поддержку среди граждан Киргизии. В защиту выставки выступили также экс-президентка Киргизии Роза Отунбаева и депутатка Аида Касымалиева. Позднее была создана также петиция на Change.org. Авторки открытого письма планировали отнести его министру культуры 2 декабря, однако представители «Кырк чоро» опередили их, уже утром потребовав от министра пресс-конференции. В это же утро Мира Джангарачева написала заявление об увольнении, отметив, что сделала это по просьбе министра и из опасений за безопасность сотрудников музея. Она сообщила, что, придя на должность директрисы музея, хотела открыть площадку для всех, кто стремится через искусство выявить и осмыслить проблемы любых форм дискриминации.

    «Я не ожидала такой реакции со стороны общества. Когда родилась эта идея, она как раз ложилась в 16 дней ликвидации насилия над женщинами. Наша страна много лет поддерживает это, проходит много мероприятий, много болезненных пресс-конференций. Поэтому я абсолютно нормально восприняла это как партнер со стороны государства, как директор музея. К сожалению, возмущенные люди нас не поняли. Я думаю, они не поняли из-за того, что никогда не ходили в музеи, они не были на этой выставке. Мы открывали площадку для того, чтобы через современное искусство показать сложные вещи, которые касаются защиты женщин. После ситуации с Феминнале я уже точно знаю, что наше общество разделилось на две части: прогрессивно настроенные, интеллигентно настроенные люди, которые привержены интересам светскости общества, и те, кто не понимает современных политических процессов, не хочет в них участвовать, а хочет вернуться назад в мракобесие, в темноту, в невежество. Сегодня они уже выразили желание запретить аборты и разводы, взять под контроль сферу искусства. Это очень плохой сигнал, потому что все, чего достиг Кыргызстан в области образования, культуры, весь наш имиджевый потенциал сегодня находятся под очень большой угрозой. Я пришла сюда не делать карьеру, а исправить положение в музее, потому что здесь были хищения, подмены работ. Я очень много сделала за эти пять месяцев, у нас вырос поток посетителей в три раза, мы стали очень активно использовать все фондовые работы. Я — опытный специалист, поэтому совершенно спокойна за свою дальнейшую судьбу. Меня беспокоит ситуация в стране».

    Один из ультраправых активистов, явившийся к музею с камчой, подтвердил слова Джангарачевой о целях «Кырк чоро»: «В музее не должны выставлять произведения, которые противоречат традициям. Мы не против культуры, но мы против того, чтобы культура создавалась неправительственными организациями. Свою задачу мы видим в том, чтобы не давать неправительственным организациям делать то, что они хотят». Перед этим представители движения хватали за руки Алтын Капалову, авторку идеи Феминнале, мешали проходу и на камеру требовали извинений перед киргизским народом.


    Роза Отунбаева не только выступила с речью в защиту выставки, но и посвятила ей отдельную статью за права женщин
    © Kloop.kg


    ИСКУССТВО: ВЫБИРАЙТЕ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ



    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242858
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243708
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411302
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417883
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422065
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427372
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428086