13 октября 2020Театр
8831

Восьмеро их

«Русская музыка 2.0» и ее главные герои

текст: Александра Александрова
1 из 8
закрыть
  • В пятницу, 16 октября, XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» откроется проектом «Русская музыка 2.0» — концертом лауреатов одноименной программы фонда Aksenov Family Foundation в режиссуре худрука ЦИМа Дмитрия Волкострелова. Восемь мировых премьер сочинений, многие из которых существуют на стыке академической музыки, перформативных и визуальных искусств, исполнят Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Специально для COLTA.RU Александра Александрова поговорила с главными героями программы о том, что для них музыка, — и об их произведениях, написанных для «Русской музыки 2.0».

    Bigmat_detailed_picture© Dirk Skiba
    Борис Филановский

    Крестный отец новой русской музыки, с начала 2000-х — куратор музыкальной программы петербургского института «Про Арте» и сооснователь композиторской группы «Сопротивление материала», куратор конкурсов «Пифийские игры» и «Шаг влево». Музыку Филановского исполняли Теодор Курентзис, Райнберт де Леу и Владимир Юровский. С 2013 года живет в Берлине.

    Не вижу смысла ни спрашивать, ни отвечать, что такое музыка. С одной стороны, это нечто, обращенное вовне, обобществленное; с другой — нечто сугубо личное, необходимое. Подразумевается, что ответ должен находиться там, где сходятся первое и второе, однако эти ожидания напрасны: мы сойдемся либо на ряде красивых и едва ли что-то значащих фраз, либо на ряде великих имен. Я мог бы бросить здесь несколько определений, которые мне уже приходилось писать и которые удовлетворяли, по крайней мере, меня, либо изобрести новые — но вместо этого я обозначу свое незнание, более того, нежелание знать или описывать, что такое музыка.

    Относительно своей манеры сочинять я хотел бы придерживаться сходной позиции, но не могу: я слишком хорошо знаю, чего я хотел [20, 15, 10, 5, 0] лет назад, — и жалею о своем знании, поскольку этого я также хотел бы не знать. Да, мой почерк менялся, но мне неинтересно описывать эти изменения, мне интересно только мое нынешнее состояние (надеюсь, и оно скоро уйдет в прошлое). То же могу сказать про влияния: можно перечислить имена и названия, но у хорошего автора они переплавляются в нечто иное, а у плохого служат подспорьем для «понимания»; по мне, лучше никакого понимания, чем такое.

    Видимо, уже ясно, что от объяснений по поводу моей новой вещи, aria tutti, мне тоже хотелось бы уклониться. Вопреки тому, что мне пришлось написать в аннотации, у меня нет ни концепта, ни метода сочинения — ничего, что можно было бы конвертировать в сухой паек, каким мои коллеги делятся на композиторских курсах и семинарах. У меня есть только смутные желания, только аудиальные, темпоральные, пространственные химеры, фетиши, мании, но их я хотел бы оставить при себе.

    © Aksenov Family Foundation

    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий»Вокруг горизонтали
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий» 

Известный социолог об огромном репертуаре неформальных практик в России (от системы взяток до соседской взаимопомощи), о коллективной реакции на кризисные времена и о том, почему даже в самых этически опасных зонах можно обнаружить здравый смысл и пользу

5 декабря 20221837
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговорВокруг горизонтали
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговор 

Что становится базой для массового протеста? В чем его стартовые условия? Какие предрассудки и ошибки ему угрожают? Нужна ли протесту децентрализация? И как оценивать его успешность?

1 декабря 202214294
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь»Вокруг горизонтали
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь» 

Сможет ли Web 3.0 справиться с освобождением мировой сети из-под власти больших платформ? Что при этом приобретается, что теряется и вообще — так ли уж революционна эта реформа? С известным теоретиком медиа поговорил Митя Лебедев

29 ноября 20224968
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?»Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?» 

Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности

4 ноября 202213598
Чуть ниже радаровВокруг горизонтали
Чуть ниже радаров 

Введение в самоорганизацию. Полина Патимова говорит с социологом Эллой Панеях об истории идеи, о сложных отношениях горизонтали с вертикалью и о том, как самоорганизация работала в России — до войны

15 сентября 202214040
Родина как утратаОбщество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202268026