9 июня 2016Colta SpecialsГендер
653

Гендер для чайников: что такое отцовство

Кто такие новые отцы — и чем они непохожи на традиционных?

текст: Александр Малышев
Detailed_picture 

COLTA.RU продолжает новый проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.

Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий курс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Наш эксперт — Александр Малышев, социолог проектов по отцовству информационно-методического центра «Анна».

Отцовство и родительство
Какие бывают отцы
Школа для пап

Отцовство и родительство

K списку

В нашем обществе существует представление, что отцовство — это буквально процесс механической передачи информации. Одно неверное движение — и ты отец. Все на самом деле гораздо сложнее. Все совсем не так.

Отцовство, равно как и родительство, материнство, имеет два аспекта. С одной стороны, отцовство и родительство — это те практики заботы о детях, те практики воспитания детей, в которые вовлечены родители, вовлечены отцы. С другой точки зрения, родительство представляет собой социальный институт. То есть те ценности, те нормы, те представления о воспитании детей, о роли воспитывающих детей, которые существуют в соответствующем обществе. Например, в некоторых традиционных обществах Полинезии уход за ребенком осуществляют не отец и мать, а члены расширенной семьи — дяди и тети, для которых не существует различия, их это дети или это дети их сестер и братьев. Они осуществляют контроль на равных, не проводя деления между теми и другими. То есть в разных обществах совершенно по-разному может быть организован институт родительства.

Аспекты отцовства, родительства связаны друг с другом. Отцовство как социальный институт влияет на те действия, которые производят реальные отцы, на те практики, которые они осуществляют. При этом существуют факторы, определяющие, как мужчина может реализоваться в роли отца, а женщина — в роли матери. Иными словами, некие ограничивающие реализацию модели родительства факторы. Ведь и отцы, и матери не выполняют только эту роль. Они являются еще работниками, они являются еще супругами. Соответственно все это влияет на то, как они будут реализовываться в родительстве. К наиболее значимым факторам, влияющим на отцовство, на родительство, относятся следующие: существующие в конкретном обществе представления о маскулинности; модель материнства, которую реализуют партнеры; формы и объемы поддержки, предоставляемой государством для семьи, — в первую очередь это отцовский отпуск, отпуск по уходу за ребенком, который может взять не только мать, но и отец.

Наиболее ярким примером реализации равенства прав отцов и матерей в отпуске по уходу за ребенком являются скандинавские страны. В частности, Швеция. Существуют страны, где отпуск по уходу за ребенком отцам не предоставляется. Одной из таких стран, как ни удивительно, являются Соединенные Штаты Америки. В таких странах государство не считает поддержку отцовства своей непосредственной зоной ответственности. Тем не менее даже в таких странах существуют отдельные корпорации, которые предоставляют отпуск по уходу за ребенком отцам. Это говорит о том, что отцы в мире все больше и больше включаются в воспитание детей, в уход за детьми, в заботу о детях.

В Российской Федерации отпуск по уходу за ребенком может предоставляться как отцу, так и матери. В этом смысле ситуация в нашей стране достаточно прогрессивная, поскольку отец также может включаться в воспитание детей. Ему предоставляются такие условия. В то же время отпуск по уходу за ребенком отцы у нас берут крайне редко. В основном в случаях, когда у матери доход значительно больше, чем у отца.

Проблеме отцовства на протяжении большей части XX века значительно меньше времени уделялось, чем проблеме материнства или родительства. Однако в последнее время как в исследованиях научных, так и в общественном интересе эта тема становится все более актуальной. Потому что отцовство — тоже важная сфера реализации мужчины. Наряду с профессиональной деятельностью, наряду с его самореализацией в общественной жизни.

Какие бывают отцы

K списку

В разные исторические периоды появлялись различные модели отцовства. Одной из наиболее ранних можно назвать модель, которую обозначают как традиционный отец. Данный тип предполагает, что отец в первую очередь заботится о пропитании семьи, о ее благосостоянии; это отец-кормилец. Этот тип появился примерно в начале XIX века, может быть, несколько раньше. В дальнейшем он развивался, модернизировался. Также в рамках этого типа предполагается, что отец осуществляет утверждение родительской власти в семье, наказание детей. То есть он достаточно отграничен от практики заботы о детях.

С течением времени появляются новые типы отцовства — в частности, такой тип, как ответственное отцовство. О его появлении можно говорить примерно в 50-х годах XX века. Ответственный отец гораздо глубже включен в практики воспитания и заботы о детях, чем традиционный. Однако он все равно не на равных с матерью участвует в воспитании детей. Его доля участия в этих практиках значительно меньше. Ответственное отцовство появилось на Западе как ответ на желание женщин активнее участвовать в общественной жизни, активнее действовать на рынке труда.

В Советском Союзе были некоторые особенности. Если в царской России наиболее распространенным, доминирующим отцовством было традиционное, то революция и дальнейшее развитие советского общества сильно изменили процесс. Женщины были инициированы государством как работницы. В то же время тогда была обеспечена широкая система различной поддержки для родителей: пособия, организация детских садов и так далее. В результате в Советском Союзе государство заменило отца. И отец оказался в каком-то смысле вытеснен из сферы родительства, из сферы семьи. Поэтому в Советском Союзе достаточно большое распространение приобрел еще один тип отцовства — отсутствующий отец. Этот тип отцовства предполагает не только то, что отца нет физически. Возможно, номинально этот отец присутствует. Но он совершенно не включен в практики воспитания детей, в уход за детьми. Отсутствующий отец самореализуется в первую очередь на работе, а не в семье. Он не несет ответственности за семью, ответственность за семью несут государство и мать.

В настоящий момент различные модели отцовства сосуществуют: традиционная модель отца, модель ответственного отца и модель отсутствующего отца. Новые отцы распространены значительно меньше. В основном это касается стран Западной Европы, скандинавских стран. Но даже там новые отцы не составляют большинства, и в общем-то их пока немного. Появился этот тип отцовства, в первую очередь как идеологическая концепция, в конце 80-х — 90-е годы. Он предполагает, что отец участвует в воспитании детей, в заботе о детях на равных с матерью.

На сегодняшний день в России также сосуществуют разные модели отцовства. Предпринимаются усилия различными общественными организациями и отчасти на государственном уровне по распространению ответственного отцовства. Важным инструментом поддержки ответственного отцовства является такая форма социальной работы, как папа-группы.

Школа для пап

K списку

Современные исследования показывают, что отец может выполнять абсолютно те же действия, которые выполняет мать. Все за исключением одного. Он не может кормить грудью маленького ребенка. Все остальное — мыть, гулять, заботиться как-то иначе — отец может делать.

Курсы по подготовке матерей к родам стали довольно массовым явлением уже в середине 70-х годов XX века. Постепенно к этим курсам стали проявлять внимание отцы. Они стали ходить на эти курсы в ряде случаев. Но должного эффекта по большей части эти курсы для отцов не имели. Это подтолкнуло к тому, чтобы создать отдельные группы для будущих отцов — первые «папа-школы». Первые курсы по подготовке отцов к родам, папа-школы, появились в Швеции, наверное, в конце 80-х годов. Они собой представляли общение мужчин в форме клуба, центральным событием которого было рождение ребенка. На встречах этого клуба обсуждались кризисные явления, возникающие в жизни семьи при рождении ребенка. Например, первые дни жизни ребенка, первые месяцы жизни ребенка, послеродовая депрессия могли стать объектом обсуждения папа-групп. Важный момент: работа папа-группы организуется модератором, который сам является отцом. Не так важно, чтобы он имел профильное образование, главное, чтобы он сам имел опыт отцовства.

Первая папа-школа в России, использовавшая шведский опыт, открылась в ноябре 2008 года в Санкт-Петербурге. Эта форма работы с отцами в России приобрела значительный объем нового содержания. Папа-группы стали также формой социальной работы. Например, в Петербурге общественная организация «Врачи — детям» организовала проведение групп для отцов на базе Центра помощи семье и детям. К участию в этих группах привлекаются отцы из семей, которые так или иначе находятся в трудной жизненной ситуации. Вообще в Петербурге (и не только в Петербурге) папа-группы часто проводились в такого рода семьях, и именно социальные учреждения часто становились базой для проведения папа-групп. В этом некоторое отличие российских папа-групп от групп для отцов, проводимых на Западе, например.

На сегодняшний день все папа-группы, проводимые в России, объединяет то, что это группы, направленные на воодушевление отцов на активное участие в воспитании ребенка и уходе за ребенком. Я сам имею прямое отношение к организации работы папа-групп в России в 2008 году. Являюсь социологом российских организаций, развиваю эту деятельность, наблюдаю за эффективностью работы папа-групп, за формами, в которых они реализуются, за развитием разнообразия форм деятельности папа-групп в России. Папа-группы, как минимум по состоянию на 2013 год, оказывали влияние на практики отцов. Отцы, прошедшие папа-группы, действительно начинают активнее участвовать в жизни детей. Но по-прежнему считают, что забота о детях — преимущественно дело матери.

Активное участие отцов в воспитании детей оказывает хорошее влияние на семью, потому что снижается количество разводов, случаев семейного насилия (это демонстрируют исследования, проводившиеся по данному вопросу); оказывает положительное влияние на супругу, на мать. Потому что она получает больше времени для того, чтобы самореализовываться, участвовать в трудовой деятельности. Также это оказывает влияние на самих детей. Исследования демонстрируют, что дети, в воспитании которых принимали активное участие отцы, показывают лучшие результаты развития. Ну и, наконец, для общества также это важно. В семьях, где отцы активно включены в воспитание детей, выше вероятность рождения последующих детей, чем в семьях, где отцы придерживались другой модели отцовства.

Ну и самое главное — отцы, которые активно включены в воспитание детей, как показывают современные исследования, являются более счастливыми.

Материал подготовлен Ириной Костериной

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина


Другие материалы курса «Гендер для чайников»:

Что такое гендер?
Что такое семейная политика?
Кому и зачем нужно материнство?
Что такое сексуальная идентичность?
Что такое феминизм?
Что такое маскулинность?
Что такое насилие?
Как устроены гендерные нормы на Северном Кавказе?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243946
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245445
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412216
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418734
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422881
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428188
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428825