15 ноября 2013Общество
280

Аркадий, или «Адская напиханка»

Андрей Лошак посмотрел выпуск программы «Специальный корреспондент» про геев

текст: Андрей Лошак
Detailed_picture 

Заставив себя посмотреть последний выпуск программы «Специальный корреспондент», я испытал странное ощущение, напомнившее фильм «Солярис». Там космический океан материализовывал кошмары работавших на орбитальной станции ученых. Что-то подобное произошло со мной.

Почти три года назад мы сняли для НТВ мокьюментарный сериал «Россия. Полное затмение». Там в одной из серий рассказывалось про православного олигарха Сотникова, вступившего в противостояние с гей-мафией и ее предводителем в России — популярным на Рублевке стилистом Алевтином Волковым. В процессе расследования авторитетный бизнесмен выяснил, что все ниточки тянутся на Запад, в международную организацию Гоминтерн, с руководством которой стилист Волков связывался посредством шпионского камня. В качестве экспертов выступали реальные люди: православный хоругвеносец Симонович-Никшич, православный бизнесмен Василий Бойко-Великий, православный экс-депутат Курьянович и прочие медийные фрики, которые еще в те разнузданные времена встали на защиту традиционных ценностей от либеральной заразы (бизнесмену Бойко-Великому приходилось одновременно защищаться и от обвинений в мошенничестве с земельными паями). «Толерантность — духовный сифилис», — кричал Сотников, вмонтированный не без изящества в декорации ток-шоу «Свобода слова». В интермедиях пожилой актер Назаров зачитывал фрагменты так называемого плана Даллеса, якобы разработанного в недрах ЦРУ с целью «посеять в России хаос и заменить их ценности на фальшивые». Все вместе выглядело как безумная пародия на многочисленные трэш-расследования, которыми тогда славилось НТВ. На телевизионном сленге этот жанр называется «адская напиханка».

«Правильно, пусть вообще рот закроет!» — депутат Дегтярев явно был в ударе. Все снова заржали.

Теперь склейка. Ноябрь 2013 года. Главный государственный телеканал страны. Прайм-тайм. Программа «Специальный корреспондент», в которой по идее должны работать лучшие телерепортеры России. Зловещая музыка. Камера наезжает на букварь с радугой. Депутат от ЛДПР говорит: «Зачем тут радуга? А затем, что дальше ребенок увидит дяденек и тетенек с гей-флагами и подумает, что это — норма!». Корреспондент — мини-Мамонтов — согласно кивает, мелко перебирая пухлыми пальцами-сосисками. Камера отъезжает. Вывеска аптеки с радугой наверху. Музыка становится совсем жуткой. Корреспондент говорит: «По требованию прокуратуры одна известная молочная компания с хозяевами на Западе убрала радугу со своих этикеток». Бедный веселый молочник — наверное, ему теперь не так весело без радуги. Тревожная музыка нарастает. Корреспондент в кадре идет по улице, продолжая перебирать сосисками: «Наше расследование привело нас в Киев, на Украину, к так называемым христианским националистам, людям опасным — они занимаются подрывной деятельностью, сепаратизмом, ратуют за присоединение юга России к Украине, и у них давние связи с российским ЛГБТ-сообществом». Бабах. От музыки стынет кровь. В чем, собственно, связь российского ЛГБТ-сообщества с украинскими националистами, не уточняется, но страшно очень.

Потом было обсуждение фильма. Главный редактор газеты «Культура» (!) уверенно заявила: «Геев в России создают стилисты, а не мамы с папой — говорить о генетике тут бессмысленно». Только я подумал, что мне даже известны имя этого стилиста и размер гонорара, который мы заплатили ему за эту роль, как гнев студии перекинулся на американского журналиста, осмелившегося сказать, что в России очень примитивные представления о гомосексуализме. Эксперт Андрей Караулов, рассказывавший в «Полном затмении» о том, что план Даллеса уже реализован, потребовал от американца извинений за оскорбление россиян. Тот отказался. Караулов сказал: «Тогда должны будем уйти мы» — но не ушел. «Ну или вмазать», — добавил депутат от ЛДПР Дегтярев. Студия радостно заржала. Ведущий Мамонтов, перебирая пальцами-сардельками, спросил строго американца, которого он пригласил на программу: «А чего вы сюда лезете? Чего вы навязываете чуждые нам ценности, толерантность вот эту?». «Они Сирию чуть не разбомбили!» — прокричал в этот момент депутат Милонов. «Правильно, пусть вообще рот закроет!» — депутат Дегтярев явно был в ударе. Все снова заржали. «Вы еще скажите, что США навязывают России гомосексуализм, чтобы заразить ее СПИДом», — попытался в ответ пошутить американский журналист. Вместо смеха в ответ раздались крики «Да!», «Вон!» и «Позор!».

Толпа пузатых державников выдавливала из студии иностранного толераста.

Это был настоящий праздник гопника. Что-то похожее я наблюдал в аэропорту Бангкока, куда имел неосторожность прилететь много лет назад на чартерном рейсе. Пьяная агрессивная гопота штурмовала окошечко, где ставили визы. В толпу россиян затесалось несколько смуглолицых индийцев интеллигентного вида. Один гопник спросил: «А что эти обезьяны тут делают?». Другой пошутил: «Да им на пальме место!». Все заржали. После чего тщедушных индийцев начали выдавливать из толпы, пока наконец не выдавили. И вот теперь на главном госканале страны толпа пузатых державников во главе с ведущим программы, как борцы сумо, выдавливала из студии иностранного толераста. Американец сопротивлялся как мог. «Гомосексуализм не болезнь!» — снова начал было он. «А мы будем лечить, пока не вылечим!» — тут же перебивает Дегтярев. «Это грех!» — перебирает сардельками Мамонтов. «Но о грехе надо говорить в церкви, ведь церковь отделена от государства», — возражает американец. Нет, это у вас в Пиндостане отделена, а у нас она на службе у государства. Как и ведущий Мамонтов, который, по собственному признанию, одновременно «служит отечеству» и «ангажирован Богом». Поэтому эфир репортерской программы заканчивается пространным пересказом ветхозаветной истории гибели Содома и Гоморры. «Ангелы ушли, — говорит репортер Мамонтов, — и гнев Божий пролился на землю. С тех пор подлинное прозвание гомосексуалистов — не геи, а содомиты. На землю сейчас сыплются с неба предупреждения. Первое из них — челябинский метеорит. Возможно, будет еще одно предупреждение, потому что Господь не терпит мерзости и греха, которые могут заполонить всю землю. С вами была программа “Специальный корреспондент”».

Таких «адских напиханок» я еще не видел. Что это было? «Россия. Полное затмение» — 2? Пародия на пародию? Как так могло получиться, что безумные идеи ортодоксальных фриков вроде Милонова и Бойко-Великого за два года превратились в государственную идеологию и теперь преподносятся зрителям как безусловные истины? Когда мы снимали православных хоругвеносцев, протыкающих копьями журнал «Квир», это казалось смешной дичью. Когда самый известный репортер РТР упорно в течение всего эфира называет геев и лесбиянок извращенцами — это дикость, имеющая опасные последствия.

Пару лет назад мне снова пришлось лететь в Таиланд чартерным рейсом. Я приготовился к худшему, но с удивлением обнаружил, что в самолете была уже совсем другая публика. Возможно, вопрос в трезвости, но, кажется, не только. Люди как-то обтесались, стали меньше орать, пихаться локтями, носить майки в сеточку и показывать на негров пальцами. Мы постепенно становимся частью цивилизованного мира, принимая его правила и манеры. Это естественный, в чем-то грустный, но необратимый процесс. Удивительно, что с властью происходит обратное. Она стремительно деградирует, превращаясь в агрессивного гопника, нападающего на все чужое и непонятное. В головах самых больших начальников наступило полное затмение — теперь уже без всяких кавычек.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202320799
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325919