Что такое акусматика?

Создатель «Акусмониума» — композитор Франсуа Бейль и другие участники фестиваля Acousmonium о том, зачем нужна пространственная музыка

текст: Patrick K.-H.
8 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Johannes Novohradsky
    7. Фолькмар Клин Volkmar Klien (1971)

    Композитор, работающий в области как слышимого, так и подчас неслышимого звука, наводящий мосты между различными сферами человеческого восприятия, их проявлениями и смыслами. Получив докторскую степень по электроакустической композиции в Университете Лондона, он работал в Королевском колледже искусств и ряде других институтов Лондона, затем в Австрийском институте исследований искусственного интеллекта и в Венском университете музыки и исполнительского искусства. В настоящее время — профессор композиции в Университете Антона Брукнера (Линц), куратор одной из важнейших венских площадок, посвященных экспериментальной электронной музыке и саунд-арту, — Alte Schmiede.

    1. Многоканальный формат или стерео?

    Безусловно, стерео (то есть два канала) — наиболее широко распространенный формат конфигурации колонок в наши дни. При этом он дает слушателю разве что технологический «прожиточный минимум» в (вос)производстве пространственности звучания — по одному громкоговорителю на ухо. Первоначально я думал, что эти двухканальные системы, пусть и довольно ограниченные в возможностях, своей простотой применения и доступностью вытеснят все другие варианты. Но после того, как лет десять тому назад во время резиденции в Центре EMPAC Политехнического института Ренсселера в США мне представилась возможность провести месяц в прекрасной студии с 36+4 каналами, я почувствовал на себе, что работа и пребывание в атмосфере super-surround приносят такое блаженство, что это звуковое богатство стоит всех тех проблем, которые неизбежно присутствуют. Главная из этих проблем — практически полное отсутствие адекватных концертных площадок. Но сейчас ситуация постепенно меняется к лучшему, и я с оптимизмом смотрю в светлое будущее, открывающееся формату super-surround.

    2. Зачем нам нужны (и нужны ли вообще) новые термины: саунд-арт, искусство звука, акусматика, конкретная музыка; почему бы не просто «музыка»?

    В ответ процитирую самого себя:

    «Хотя моей целью не является выделение “чистокровной” музыки в отдельную от других искусств категорию, а даже наоборот — я понимаю музыку как явление, имплицитно интегрированное в социальные традиции и нравы, я тем не менее верю, что существует нечто, что можно назвать “музыка как таковая”. И эта “музыка как таковая” — нечто иное, нежели звук, и поэтому к ней не вполне подходит термин “организованный звук”. Поясню, что я имею в виду, когда говорю об организованном звуке: язык, например, — это тоже своего рода организованный звук, однако же это не музыка. И звук сам по себе, таким образом, тоже не музыка, так как в нем отсутствует аспект намеренной человеческой коммуникации» (Consonances, Community, and Reflexivity: Remarks on the Relationship of Music and the (Sound) Arts, V. Klien; in: Colloquium: Sound Art and Music, Thomas Gardner & Salomé Voegelin eds., Zero Books, 2016, p. 71—77).

    Так что, я считаю, между музыкой, языком, звуком и саунд-артом имеются существенные различия. И присвоение определенным арт-практикам собственных наименований (как то: саунд-арт, sonic art, электроакустика, акусматическая музыка) — это полезно. Конечно, всегда есть риск, что эти наименования превратятся в квазирелигиозные «школы» со своими «апостолами» (люди есть люди, им нужна структура в жизни), но я принимаю это и двигаюсь дальше.

    . Какой из терминов предпочитаете лично вы?

    Сам я иногда люблю обозначать вещи, которые делаю и о которых думаю, как «слышимое искусство» (audible art). Этот термин я придумал какое-то время назад для описания потенциального диапазона практик — от музыки как таковой до звуковых вмешательств, объектов и инсталляций.

    3. «…главным поворотным пунктом в изменении нашего взгляда на то, что есть музыка, стало изобретение звукозаписи и затем обработки звука и синтеза — в гораздо большей степени, чем какие-либо аспекты эволюции в пределах языка музыки» (Тревор Вишарт, «On Sonic Art», Harwood Academic Publishers, 1996 г.). Согласны ли вы с этим мнением? Ваш комментарий?

    Да, я согласен с Тревором. Технологии не только изменили наши методы создания музыки — у нас внезапно появилась возможность слушать любую музыку, созданную когда-либо и где-либо на Земле. Следующими этапами в этом направлении будут нарастающая дигитализация и алгоритмическая оптимизация создания и использования музыки.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20249774
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202414973
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202420273
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202421991