21 июня 2018Современная музыка
17280

Что такое акусматика?

Создатель «Акусмониума» — композитор Франсуа Бейль и другие участники фестиваля Acousmonium о том, зачем нужна пространственная музыка

текст: Patrick K.-H.
1 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Anastasia Blur
    . . .

    6—8 июля на Новой сцене Александринского театра при поддержке Французского института и Австрийского культурного форума состоится первый в России фестиваль акусматической музыки Acousmonium. В Петербурге пройдет серия живых концертов, инсталляций и мастер-классов на уникальной многоканальной звуковой системе, разработанной в 1974 году в Париже.

    В 1948 году французский инженер, теоретик и композитор Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer) произвел музыкальную революцию, предложив метод создания музыки композитором в непосредственном контакте с материалом (в то время винилом, пленкой, микрофоном и различными средствами обработки звука), названный им musique concrète — «конкретная музыка». Традиционный метод композиции посредством нотного письма, как не имеющий прямого физического отношения к звуку, он назвал «абстрактным».

    Основанная Шеффером в 1958 году Группа музыкальных исследований (GRM) занялась разработкой теории и инструментария в парадигме concrète, и в 1974 году его ученик, к тому времени директор GRM, композитор Франсуа Бейль (François Bayle) представил свой проект, добавляющий музыке пространственное измерение, — оркестр громкоговорителей.

    Оркестр состоит из расположенных особым образом по всему пространству громкоговорителей различных форм, размеров и частотных характеристик и распределительной консоли. Все это вместе образует инструмент, с помощью которого исполнитель — projectionist — создает пространственное звуковое полотно.

    Свой подход Бейль назвал «акусматика», что с отсылкой к Пифагору означает разрыв визуальной ассоциации между звуком и объектом, его производящим. Таким образом, в процессе исполнения слушатель генерирует собственные аудиовизуальные смысловые построения, реконструирующие воображаемые источники звука. Своему оркестру автор дал название «Акусмониум».

    С тех пор различные модификации «Акусмониума» появились в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии и других странах, для «Акусмониума» было создано и продолжает создаваться множество музыкальных произведений.

    6—8 июля на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) состоится первый российский фестиваль Acousmonium, на котором помимо ключевых композиторов-акусматиков из Франции и Австрии исполнит свои произведения и проведет воркшоп Франсуа Бейль.

    Перед началом фестиваля его куратор — композитор Patrick K.-H. предложил участникам фестиваля поразмышлять о пространственной музыке, ее практиках и терминологии.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий»Вокруг горизонтали
Светлана Барсукова: «Глупость закона часто гасится мудростью практических действий» 

Известный социолог об огромном репертуаре неформальных практик в России (от системы взяток до соседской взаимопомощи), о коллективной реакции на кризисные времена и о том, почему даже в самых этически опасных зонах можно обнаружить здравый смысл и пользу

5 декабря 20221721
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговорВокруг горизонтали
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговор 

Что становится базой для массового протеста? В чем его стартовые условия? Какие предрассудки и ошибки ему угрожают? Нужна ли протесту децентрализация? И как оценивать его успешность?

1 декабря 202214071
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь»Вокруг горизонтали
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь» 

Сможет ли Web 3.0 справиться с освобождением мировой сети из-под власти больших платформ? Что при этом приобретается, что теряется и вообще — так ли уж революционна эта реформа? С известным теоретиком медиа поговорил Митя Лебедев

29 ноября 20224859
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?»Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?» 

Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности

4 ноября 202213515
Чуть ниже радаровВокруг горизонтали
Чуть ниже радаров 

Введение в самоорганизацию. Полина Патимова говорит с социологом Эллой Панеях об истории идеи, о сложных отношениях горизонтали с вертикалью и о том, как самоорганизация работала в России — до войны

15 сентября 202213959
Родина как утратаОбщество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202267984