11 января 2017Современная музыка
19

Русское поле экспериментов

Что такое field recording и как этим занимаются в России

текст: Денис Бояринов
5 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© ИА «Пресс-лайн»
    Foresteppe

    «Я шел дорогой на Обское море, — рассказывает сибирский музыкант Егор Клочихин о том, как он последний раз делал «полевую запись». — Услышал, как на сосне рядом с дорогой дятел выстукивает очень интересный ритм. Приложил диктофон прямо к стволу и записал стук. Теперь в моей коллекции есть барабанная партия в исполнении дятла».

    24-летний Егор Клочихин живет в Бердске, городе-сателлите Новосибирска, преподает историю в физматшколе при НГУ и записывает музыку под псевдонимом Foresteppe, что означает «Лесостепь». Как можно догадаться уже из псевдонима, музыку Егора Клочихина тянет к живой природе — в леса, в поля, в степи, на берег моря. Он наигрывает несложные мелодические паттерны на акустической гитаре, губных гармошках, свистульках, детских пианино, музыкальных шкатулках, шарманках и прочих несерьезных музыкальных инструментах. Нарезает их на петли (иногда буквально — режет и клеит магнитную ленту), закольцовывает и наслаивает друг на друга. Финальным штрихом Егор Клочихин накладывает на получившуюся композицию полевую запись, взятую из своей библиотеки. «Она добавляет композиции второе дно, — объясняет музыкант. — Нельзя ведь наиграть шум дерева и пение птиц». Натуралистический фолк-эмбиент Foresteppe погружает слушателя в медитативное состояние, как будто битый час сидишь, пялишься на медленно опускающееся в море солнце и слушаешь прибой.

    Последняя масштабная запись Foresteppe выходила весной 2016 года. Вместе со своим давним знакомым из Петербурга Владимиром Лучанским, выступающим под псевдонимом Bisamråtta (то есть «Ондатра»), Егор Клочихин записал альбом «Around». Проект начался как сессия совместных импровизаций, из которых музыканты выбрали самые удачные фрагменты, нарезали их на кольца и перенесли на магнитную ленту, что придало записи особый плывущий звук. Совместив полученные композиции с самостоятельно записанными звуками природы, музыканты получили комплект треков-состояний: запустил музыку, закрыл глаза и оказался под мягко падающим снегом или под теплым дождем.

    «Around» вышел на кассетном лейбле «ШАЛАШ», который Егор Клочихин завел, чтобы издавать свою музыку и музыку друзей и знакомых. Один из последних релизов «ШАЛАШа» — альбом английского музыканта Ника Палмера, проект которого Directorsound Егор Клочихин называет одним из самых сильных влияний на Foresteppe. Музыкант из Бердска не только издал альбом своего героя, но и, по сути, стал его вдохновителем и соавтором благодаря field recording, которые Клочихин забавно называет «филдухами». Ник Палмер попросил Егора Клочихина прислать ему своих полевых записей — «филдух». Вдохновляясь шумами, записанными в Бердске, Костроме и Минске, лондонец сочинял свои легчайшие сюиты для «Sun Suites For a Rising Moon», оплетая природные звуки партиями акустических инструментов. Кстати, field recording, совершившие путешествие из Сибири в Лондон и обратно, были в прямом смысле «полевые» — они были записаны в полях.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 20243794
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 20249691
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202411796
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202337469