Электронная Югославия

Темная энергия из несуществующей страны: редкие альбомы югославской электроники 1980-х

текст: Андрей Орлов
1 из 10
закрыть
  • В Электронной гостиной Политехнического музея продолжается серия лекций московского электронного музыканта и коллекционера Андрея Орлова, посвященная электронной музыке 70-х и 80-х, которая по разным причинам оказалась, как говорится, «ниже радаров» (предыдущая лекция была посвящена японской группе Yellow Magic Orchestra). Тема встречи 27 мая — электроника стран бывшей Югославии. Как и в прошлый раз, специально для COLTA.RU Андрей подготовил обзор и записал микс.

    Bigmat_detailed_picture
    . . .

    Югославская электронная и альтернативная музыка 80-х представлена в западном культурном пространстве практически только одним именем — Laibach, в то время как интересных артистов в то время в стране были десятки, если не сотни. В крупных городах страны — Любляне, Загребе, Белграде, Риеке, Нови-Саде и других музыкальная жизнь в то время была крайне насыщенной и динамичной: особенно много новых имен появилось на рубеже 1983—1984 годов. Музыканты, причем как мейнстримовые (игравшие синти-поп, инструментальную эмбиент-спейс-электронику, электро-поп), так и те, кто работал в более андеграундных жанрах, получали поддержку крупнейших звукозаписывающих фирм (Jugoton, PGP RTB), доступ на профессиональные студии. Многие музыканты регулярно ездили в Германию, Великобританию, привозили оттуда свежие пластинки и современное музыкальное оборудование. Но, в отличие от Laibach, подавляющее большинство пели на родном языке: ведь в то время Югославия представляла собой огромный платежеспособный рынок, и артисты ориентировались прежде всего на свою собственную внутреннюю аудиторию. Это стало одной из причин того, что на Западе югославскую сцену до последнего времени серьезно не воспринимали и стали заново открывать только в последние годы.

    Тем не менее основной посыл «югославских» компиляций и публикаций в западных блогах последних лет всегда примерно одинаков: «смотрите, как близко приближались к западным образцам энтузиасты за железным занавесом» или же «ух ты, на востоке тоже была творческая жизнь, несмотря на...». Здесь же, в России, особенно для тех, кто еще застал СССР в сознательном возрасте, угол зрения на феномен югославской электроники несколько другой. С одной стороны, в югославских группах действительно привлекают нездешняя «западность», пресловутое «качество», резко контрастирующее с тем, что делалось у нас в электронике в 80-х, да и с опытами остальных стран соцлагеря — ГДР, ЧССР, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши. По сравнению с другими так называемыми демократами в югославской продукции было всегда больше убедительности, подлинности, стиля, страсти, секса.


    С другой же стороны, именно в югославских артистах всегда чувствуется некая общая труднообъяснимая составляющая — очень особенная и одновременно близкая нам по духу. Этот элемент ощущается как в мелодике и в общем звучании, так и в подаче. Но самое главное — всегда, независимо от жанра, можно уловить какую-то особую «темную» энергию: в музыке присутствует некий драматический стержень (что называется, edge), и поэтому прямолинейные сравнения с западными образцами того времени практически всегда уходят «мимо». Возможно, именно это сочетание западного саунда и близких нашему менталитету вибраций как раз и делает югославскую электронику по-настоящему уникальной и волнующей.

    В обзоре кратко рассказано об электронной сцене Югославии как единой страны, без специального разделения на республики, так как речь идет о 80-х годах, до распада страны. Сцена эта очень многообразная и разносторонняя, но для того, чтобы дать некий репрезентативный срез, пришлось сосредоточиться всего лишь на нескольких знаковых именах: Denis & Denis, Videosex, The Master Scratch Band, DATA, Љizike, Borghesia, Beograd, Laza Ristovski, Miha Kralj, Mario Marzidovsek.

    Понравился материал? Помоги сайту!

    Подписывайтесь на наши обновления

    Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

    Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

    RSS-поток новостей COLTA.RU

Сегодня на сайте
И к тому же это надо сократитьКино
И к тому же это надо сократить 

На «Кинотавре» показали давно ожидаемый байопик критика Сергея Добротворского — «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никоновой. О главном разочаровании года рассказывает Вероника Хлебникова

18 сентября 20203816
Никос Панайоту: «Журналистика нуждается в производстве смыслов, а не только в описании событий»Мосты
Никос Панайоту: «Журналистика нуждается в производстве смыслов, а не только в описании событий» 

Чему должен учиться журналист сегодняшнего дня, рассказывает основатель Международной медиашколы в Салониках — и приглашает молодых спецов на занятия онлайн-академии

11 сентября 20204491