Цифровой посредник

Проект Recycle Group в петербургском Манеже работает последние дни

текст: Ирина Мак
Detailed_pictureRecycle Group. Замкнутые системы. 2021© Ирина Колпачникова

Выставка Recycle Group в петербургском Манеже, открывшаяся летом и на месяц продленная, 10 октября все же завершает работу. Очевидно, что активность посетителей, соблазненных зрелищной экспозицией, к финалу только возрастет. Но нет сомнений, что QR-коды, которыми вымощен экспозиционный маршрут, не каждый расшифрует, и кто-то наверняка уйдет из Манежа, разочаровавшись в цифровом мире, не распознав и не оценив части работ.

В колоннаду «Манежа» встроены три нуля (инсталляция из серии «Замкнутые системы»), сформованные из пластиковой строительной сетки — материала, который маркирует стиль Recycle Group. Из него «ресайклы» делают свои монументальные фризы и скульптуры — ту самую «новую античность», с которой они ворвались в современное искусство в конце нулевых. Тогда они, кстати, и показывались впервые в нереставрированном еще питерском Манеже. Нынешний же проект «New Nature», над которым дуэт работал, по их словам, два с лишним года и всю предыдущую жизнь, состоит из 20 инсталляций, созданных в разное время. Сведенные вместе, они представляют, по сути, ретроспективу, довольно неожиданную для молодых художников — 34-летнего Андрея Блохина и 36-летнего Георгия Кузнецова, которые объединились в группу в 2005-м, а свой первый яркий проект показали в 2008-м. С другой стороны, персональная выставка в модном месте соответствует популярности и звездному статусу «ресайклов» — лауреатов Премии Кандинского и участников национального российского проекта на LVII Венецианской биеннале. Последний процитирован и сейчас.

Recycle Group. Заблокированный контент. 2017Recycle Group. Заблокированный контент. 2017© Ирина Колпачникова

Дуэт выставлялся в Венеции неоднократно, участвуя в параллельных программах биеннале в 2011 и 2013 годах. Но в 2017-м его участники оказались в числе художников национального павильона России. Это была групповая выставка: попадая по внешней лестнице на второй этаж, зрители первым делом видели «Смену декораций» Гриши Брускина — ответ знаменитого нонконформиста на столетие русской революции. А спускаясь по внутренней винтовой лестнице, попадали в тесноту запертых в белые объемы персонажей инсталляции «ресайклов» «Заблокированный контент». Запертых, но как будто не умещавшихся в этих горках и кубах, откуда торчали наружу их локти, колени, уши, ступни. Разработанное для проекта приложение — тогда это было внове и воспринималось как аттракцион — предлагалось скачать на смартфоны, чтобы, направив гаджет на объект, обнаружить внутри скрюченные тела «отмененных» людей, заблокированных социальными сетями. В интерьере щусевского павильона пластиковые тела «ресайклов» казались продолжением глиняных монстров Брускина. Только оценить их смогли не все — в памяти моего айфона на новое приложение не хватило места, у подруги телефон и вовсе разрядился. Нас тогда спасли коллеги — но некоторые посетители уходили ни с чем.

На «New Nature» история повторяется. Создано приложение, его скачиваешь, а в нем — новый, невидимый невооруженным глазом мир. Для зрителей, не готовых что-то загружать в телефон, и тех, кто не может это сделать по техническим причинам, приготовлены казенные планшеты. Гуляя по Манежу, вы не сможете выпустить их из рук, потому что не только тексты здесь переведены в цифровой формат — часть произведений тоже проявляется только в дополненной реальности, доступной через приложение Recycle Group. А одну работу вы не сможете увидеть даже в нем — придется положить смартфон на платформу игрушечного поезда, исчезающего в закрытом боксе. Если состав не сойдет с рельсов (это бывает), вы дождетесь его возвращения и оцените то, что записалось на камеру.

Другой объект, «It doesn't exist» — «Этого не существует», в дополненной реальности, напротив, растворяется, являя себя только живьем. Комментируя его, авторы ссылаются на «Вероломство образов» Рене Магритта — курительную трубку. Но ассоциация с Магриттом кажется натянутой — похоже, нас просто уговаривают проглотить очередной кунштюк, за которым не стоит ничего, кроме желания удивить.

Recycle Group. Лес истекших ссылок. 2021Recycle Group. Лес истекших ссылок. 2021© Ирина Колпачникова

Дивиться тут в самом деле есть чему — тем выставка и ценна. Она таинственно мерцает, переливается, радует щедрым ассортиментом цветов и фактур, будь то пластиковый «Лес истекших ссылок» на втором этаже, или гофрированные трубы «Клуатра» на первом, или исчезающие в пенопластовом снегу следы в инсталляции «Путь» — ранней, одной из тех, которыми «ресайклы» в 2008 году заявили о себе. Их творения хочется трогать, как предметы хорошего дизайна, к которому творчество группы имеет непосредственное отношение — оба начинали когда-то как графические дизайнеры. И кажется, что к дизайну постепенно вернулись, а «античные» саркофаги, выросшие из мусорных контейнеров, «античные» барельефы и статуи, сюжеты которых родом из социальных сетей, — марка, опознавательный знак Recycle Group.

Recycle Group. Клуатр. 2021Recycle Group. Клуатр. 2021© Ирина Колпачникова

Это, пожалуй, самое известное и узнаваемое, что есть у «ресайклов», и эта линия их творчества никуда не делась. 130-метровую стену с их пластиковыми рельефами недавно открыли в парке Краснодара — и можно только позавидовать городу, который обрел такой ленд-арт. Многометровой высоты скульптуру, сделанную в той же технике, установили в холле клиники «Адасса» — филиала иерусалимской «Адассы», открывшегося в Сколкове. Жаль, что не под открытым небом, — это редкий в столице пример хорошего современного монументального искусства.

На «New Nature» среди сетчатых рельефов — Пергамский алтарь в версии Recycle Group, изображающий битву с ботами. Но, кажется, его авторы постепенно отдаляются от этого пластического языка, мигрируя в сторону виртуальных изображений и цифровых конструкций. Это дает странный эффект. Случись выставка раньше, до эпидемии ковида, необходимость взаимодействовать с QR-кодами, возможно, не вызывала бы отторжения. Но произошло то, что произошло, и, вынужденно перенеся почти все свои коммуникации в онлайн-среду, мы стали воспринимать ее как вынужденную необходимость, а навязанному прогрессу трудно радоваться. Онлайн-перспективы вылились в цифровой контроль — за полтора года мы успели от него порядком устать.

Recycle Group. Саркофаг. 2020Recycle Group. Саркофаг. 2020© Ирина Колпачникова

Хорошая новость состоит в том, что созданный для проекта сайт, справедливо названный авторами «виртуальным измерением выставки “New Nature” и главным инструментом для взаимодействия с ней», поможет тем, кто выставки не видел и не успеет до ее закрытия в Петербург.

Другая новость заключается — нет, вовсе не в цифровом неравенстве, из-за которого кто-то чувствует себя ущербным. А в том, что во взаимодействии с искусством не каждый ищет посредника — а у нас не видео с дополненной реальностью, которое сродни кино. Выставки, экспозиции в больших пространствах, сделанные с истинным размахом, многие просто не готовы смотреть через экран, предпочитая непосредственный контакт. Чего, кажется, авторы не приняли во внимание — или им все равно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243895
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245394
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412171
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418690
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422842
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428148
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428787