Ее Африка

Виктория Ивлева и Евгений Березнер — о новой выставке, войне, расизме и о том, что четвертой стены не бывает

текст: Таисия Круговых
1 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Дмитрий Потапов / Центр Вознесенского
    Африканские дневники

    Первый раз фотограф и журналист Виктория Ивлева поехала в Африку — в Руанду — в 1994 году, когда о происходившем там геноциде говорили по российским телеканалам и радио. Россия впервые решила оказать гуманитарную помощь Руанде и вывезти оттуда русских женщин, вышедших замуж за руандийцев. Ивлева добилась, чтобы самолет МЧС взял ее с собой.

    Геноцид народа тутси в Руанде — массовое убийство тутси боевиками народа хуту — продолжался с 6 апреля по 18 июля 1994 года.

    Колонизаторы, уходя из Африки, оставили административно-территориальное деление, при котором племена, никогда не жившие вместе, оказывались на одной территории, что неизбежно усиливало напряженность, причин для которой — экономических и социальных — было много. Но именно в Руанде напряженность переросла в массовое насилие. Во-первых, сработали массмедиа — к убийству тутси призывало контролируемое хуту «Радио тысячи холмов». Во-вторых, не сработали находившиеся в регионе миротворцы.

    1994 год пришелся на «гуманитарную яму» между событиями в Сомали осени 1993 года и в Боснии летом 1995-го. Провал операции в Могадишо 3–4 октября 1993-го, когда тела погибших американских спецназовцев волокли по улицам на глазах у всего мира, напомнил миру о цене «гуманитарного вмешательства» и стал триггером. Мировое сообщество находилось в ступоре, и, как пишет признанный эксперт в области международного гуманитарного права Арье Найер, именно это повлекло невмешательство не только в Руанде, но и в Чечне, где международные организации вели себя крайне сдержанно в ходе наиболее активной фазы Первой чеченской войны, в декабре 1994-гоиюне 1995 года.

    Ситуация изменилась после учиненного сербскими формированиями геноцида боснийских мусульман в Сребренице 11–12 июля 1995 года, ставшего ценой «невмешательства». Массовое убийство в центре Европы шокировало мир, вернув в повестку дня «гуманитарное вмешательство»: последовали точечные удары, принудившие стороны к подписанию Дейтонских мирных соглашений. Но годом ранее мир повернулся к Руанде спиной; в итоге беснование пропаганды и бездействие миротворцев стоили сотен тысяч невинных жизней.

    Вчера в Центре Вознесенского открылась выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники» (до 31 мая). Таисия Круговых поговорила с фотографом для COLTA.RU, а также расспросила куратора выставки, теоретика фотоискусства Евгения Березнера.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20246582
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202412093
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202417484
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419418