13:36 8 декабря 2015Новости
4912

Игорь Иртеньев заявил о выходе из ПЕН-центра

News_detailed_picture© Литературный фестиваль «День поэзии» в Казани

Поэт Игорь Иртеньев направил руководству Русского ПЕН-центра заявление о выходе из этой организации в связи с отказом ее руководства от правозащитной деятельности.

Он сообщил об этом в понедельник, 7 декабря, в фейсбуке писателя Льва Тимофеева.

Как отмечает в своем блоге литературный критик и публицист Николай Подосокорский, в начале октября Иртеньев обратился к членам ПЕН-центра с открытым письмом, в котором подверг критике отказ руководства организации от правозащитной деятельности.

В марте этого года Лев Тимофеев также прекратил свое членство в Русском ПЕН-центре, заявив, что «принимать участие в нынешней деятельности Русского ПЕНа мне стало не интересно, а порой и просто стыдно». Впоследствии писатель опубликовал на своем сайте хронику «Утрата ПЕН-Клуба», посвященную кризису в организации.

2 декабря на заседании исполкома ПЕН-центра было принято постановление, в котором, в частности, говорилось: «Признать неприемлемыми и противоречащими духу ПЕН-сообщества публичные оскорбления в адрес коллег, равно как и частные и общественные заявления в интернете и в СМИ от имени Русского ПЕН-центра». О каких именно заявлениях идет речь, в протоколе заседания не говорится. Этой осенью многие члены ПЕН-центра выступили в защиту Библиотеки украинской литературы и в поддержку правозащитного центра «Мемориал».

6 декабря вице-президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов опубликовал на сайте организации обращение, разъясняющее позицию исполкома. В нем он раскритиковал членов ПЕН-центра, которые «вовсю, безо всякого на то разрешения, использовали престижный бренд, марку "Русский ПЕН-центр"».

В ответ переводчик Ольга Дробот напомнила Попову, что «Международный ПЕН всегда заявлял, что он — не элитарный союз писателей, а организация защиты свободы самовыражения».

Русский ПЕН-центр был создан в 1989 году, его президентом стал Андрей Битов, в 1998 году российское отделение Международного ПЕН-клуба было переименовано в Русский ПЕН-центр.

До конца 1980-х все попытки организовать ПЕН-клуб в нашей стране были безуспешными. Так, в 1956 году заведующий отделом культуры ЦК КПСС Дмитрий Поликарпов на предложение Союза писателей СССР о вступлении в Международный ПЕН-клуб ответил: «Хартия Пен-клубов содержит неприемлемые для советских литераторов положения: выступать против цензуры, использовать свое влияние в целях предотвращения классовой борьбы, критиковать правительство и т.п.».

Среди видов деятельности Русского ПЕН-центра, перечисленных на его сайте, указано «наблюдение за тем, как осуществляется и обеспечивается право на свободу слова и свободу самовыражения в Российской Федерации и во всех странах мира, немедленная реакция на любую достоверную информацию об ущемлении этих свобод кем бы то ни было и где бы то ни было», а также «защита писателей, журналистов, деятелей культуры, подвергающихся гонению или любым видам дискриминации за осуществление ими своих профессиональных обязанностей и предоставленных законом прав и свобод».

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Сегодня на сайте
«Когда жертву назначают — это фальшивый нарратив. И неважно, что он создан ради высшей цели. Если ты хочешь определить, кто здесь жертва, посмотри на мир!»Общество
«Когда жертву назначают — это фальшивый нарратив. И неважно, что он создан ради высшей цели. Если ты хочешь определить, кто здесь жертва, посмотри на мир!» 

Катерина Белоглазова узнала у Изабеллы Эклёф, автора неуютного фильма «Отпуск», зачем ей нужно было так беспокоить зрителя

12 декабря 2019674
Виржиль Вернье: «Я испытываю страх перед неолиберальным миром. В кино я хочу вернуть себе силу, показать, что мы не боимся»Общество
Виржиль Вернье: «Я испытываю страх перед неолиберальным миром. В кино я хочу вернуть себе силу, показать, что мы не боимся» 

Алексей Артамонов поговорил с автором революционного фильма «София Антиполис» — полифонической метафоры сегодняшнего мира в огне

12 декабря 2019419
«Чак сказал: “Она — секс-робот. Как мы можем сделать понятным для зрителя, что я с ней не сплю? Мы ведь только что познакомились”»Общество
«Чак сказал: “Она — секс-робот. Как мы можем сделать понятным для зрителя, что я с ней не сплю? Мы ведь только что познакомились”» 

Поразительный фильм Изы Виллингер «Здравствуй, робот» — об андроидах, которые уже живут с человеком и вступают с ним в сложные отношения. И нет, это не мокьюментари, а строгий док

10 декабря 20191773
Сирил Шойблин: «Может быть, вдвое больших денег стоит в один прекрасный полдень или на пару дней просто испытать чувство»Общество
Сирил Шойблин: «Может быть, вдвое больших денег стоит в один прекрасный полдень или на пару дней просто испытать чувство» 

Touch ID, ускорение, безопасность, скроллинг — жизнь в полном порядке. Есть ли у этого порядка цена, спрашивает режиссер фильма «Те, кому хорошо», который вы увидите на фестивале NOW / Film Edition

9 декабря 20191102