09:17 22 сентября 2014Новости
84

Киносообщество призывают спасти НИИК

News_detailed_picture© НИИК

Киноведы и кинокритики распространили открытое письмо, в котором обратились к кинематографической общественности и деятелям культуры с просьбой защитить Научно-исследовательский институт киноискусства, которому грозит уничтожение.

COLTA.RU полностью публикует текст письма:


Коллеги, друзья, единомышленники и соотечественники!

Единственный в нашей стране научно-исследовательский институт киноискусства (НИИК) находится под угрозой. Три года назад под предлогом «государственной необходимости» институт был введен в состав ВГИКа, объявленного университетом. Руководство ВГИКа сократило более четверти ставок и перевело остальных сотрудников на половинные зарплаты, а также ввело присутствие под расписку на необорудованном рабочем месте, лишившее ученых возможности работать в архивах и библиотеках без унизительных объяснений, ставящих исследователей в положение нашкодивших школьников. При этом стала стремительно сокращаться когда-то хорошо налаженная в НИИКе издательская деятельность. Далее руководство ВГИКа под давлением Министерства культуры «добровольно» согласилось отказаться от оперативного управления зданием института, которое НИИК занимает 40 лет с момента своего основания. В довершение ко всему было принято решение лишить ВГИК статуса университета и вернуться к прежнему статусу киношколы, не предполагающей существования в своей структуре научного учреждения. Как следствие, НИИКу грозит сокращение до «научного отдела» и окончательная ликвидация, после чего исторический особняк в Дегтярном переулке перейдет к новым хозяевам. Не это ли было сверхзадачей двухступенчатой комбинации по отбору здания в пользу чиновничьего аппарата управления культурой?

Тревогу вызывает и положение Музея кино, который до сих пор не получил своего дома и вынужден держать архив и фонды на «Мосфильме». И в этой ситуации Министерство культуры ставит преграды деятельности Музея под видом «заботы о его развитии». Сначала был прямой обман. Написавшим критическое письмо о положении Музея было обещано предоставить ему якобы освободившееся здание НИКФИ, но ни это обещание, ни все другие выполнены не были. А теперь министерство без обсуждения с коллективом и без конкурса назначило нового директора, не имеющего опыта музейной работы, но уже начавшего применять авторитарные методы руководства.

Мы не можем остаться в стороне от оценки действий министра культуры РФ, касающихся не только киноведческой науки и музейного дела, но и других областей кинематографии и, как следствие, гуманитарной культуры в целом. Далекие от желания идти на конфронтацию, кинематографисты неоднократно обращались в Министерство культуры с различными письмами, выражающими обеспокоенность складывающимся положением дел. Но следствием этих обращений становится прогрессирующее ухудшение общей ситуации, сопровождаемое идеологическим конструированием (вроде антиисторического тезиса «Россия — не Европа») и заявлениями главы министерства, как минимум свидетельствующими о том, что на бюрократическом языке называется «превышением полномочий». Управленческая стратегия на наших глазах подменяется циничным политиканством, тогда как реальные проблемы предлагается решать их упразднением по принципу «Нет организации — нет проблемы». Вероятно, именно поэтому оставлен без ответа перспективный план развития киноведения как части гуманитарной культуры, составленный в июле 2014 года при участии всех научных подразделений института. Хотя, например, объединение НИИКа с Музеем кино помогло бы решить сразу несколько научных и организационных проблем.

Как квалифицировать всё происходящее?

Министерство культуры, по воле которого в свое время свершилось скрещивание НИИКа со ВГИКом, продолжая свой эксперимент по так называемой "оптимизации", а на деле – по изничтожению отраслевой научной деятельности, новыми приказами и инструкциями ведет дело к тому, чтобы окончательно рассорить НИИК со ВГИКом и похоронить НИИК вгиковскими руками. И это – политика: по словам министра культуры, «Россия перенасышена гуманитариями». Война против киноведческой науки, чреватая уничтожением ранее созданных государственных институций, исследующих историю и теорию российского кино в контексте отечественного и мирового киноискусства, препятствует продвижению нашей культуры в мире, что особенно губительно во время растущей изоляции России. К тому же эта политика делает гуманитариев изгоями в собственной стране, людьми без профессии и официального статуса, подталкивая к самым непредсказуемым действиям, вызванным отчаянием и гневом.

То, что делают с НИИКом и Музеем кино — не частные случаи. Нечто подобное сегодня происходит повсеместно в государственных учреждениях, подвергающихся административному уничтожению.

Мы выражаем решительное недоверие министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому и проводимой им политике. Мы настаиваем на объявлении официального конкурса на должность директора Музея кино, что предполагает гласное обсуждение программ кандидатов по реализации музейной концепции. Наконец, мы требуем присвоения НИИ киноискусства автономного академического статуса, позволяющего ему вести полноценную научную деятельность в стенах своего здания в Дегтярном переулке.

Предлагаем всем гражданам, неравнодушным к судьбе отечественной культуры, поддержать наш призыв.


Андрей Шемякин, Виктор Матизен, Юрий Богомолов, Наталья Нусинова, Николай Изволов, Дмитрий Салынский, Артем Сопин, Светлана Ишевская, Виктория Белопольская, Александр Колбовский, Юлия Хомякова, Нина Дымщиц, Лариса Калгатина, Татьяна Муштакова, Николай Гладких, Татьяна Сергиенко, Евгения Леонова, Лилия Немченко, Латавра Дуларидзе, Тамара Дуларидзе, Василий Корецкий


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 202422073
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202420633
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202423692
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202429757
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202433726
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202438972
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202435463