12:28 29 ноября 2021Новости
83

В Москве откроется музей криптографии

News_detailed_picture© Музей криптографии

21 декабря в Москве откроется первый в России научно-технологический музей, посвященный криптографии, коммуникации, математике и смежным дисциплинам. Его экспозиция расскажет о прошлом, настоящем и будущем криптографии и истории развития коммуникации между людьми с древних времен до современности.

В музее будут представлены историческая коллекция шифровальной техники, средства передачи информации и архивные документы. При помощи интерактивных и кинетических инсталляций, обучающих игровых экспонатов и мультимедиа-контента каждый посетитель сможет разгадать криптографические загадки, обнаружить взаимосвязь криптографии и важных исторических событий, заглянуть в будущее.

Экспозиция музея выстроена в обратном хронологическом порядке. Маршрут начинается с зала «Криптография в цифровую эпоху», который рассказывает о том, какую роль криптография играет в жизни человека XXI века. Зона экспозиции «Криптография в индустриальную эпоху» охватывает период с конца XIX века до 1990-х годов, она посвящена эволюции средств коммуникации от телеграфа до радио и телевидения, и о роли криптографии в важных исторических событиях в разных странах мира. В финале экспозиции посетители встретятся с древнейшими способами шифрования в мировой истории.

«В проектировании мы отталкивались от того, что наша аудитория — это в основном школьники 13–17 лет, но это не значит, что мы ориентированы только на них. Мы приглашаем в музей всех без исключения, ведь технологии прочно вошли в жизнь каждого современного человека. Мы хотим интересно, легко и понятно рассказать о криптографии нашим посетителям», — рассказывает директор музея Лидия Лобанова.

Всего в музее предполагается разместить несколько десятков экспонатов и более 130 инсталляций.

Одним из центральных и самых больших объектов музея станет инсталляция, посвященная шифровальной машине «Фиалка» (М-125), изобретенной в СССР после Второй мировой войны и несколько десятилетий использовавшейся странами Варшавского договора. До 2020 года вся информация об устройстве и его внешний вид держались в строжайшем секрете. На территории России единственным местом, где можно вживую увидеть знаменитую «Фиалку», станет Музей криптографии, причем будут представлены как оригинал «Фиалки», так и гигантская копия шифровальных дисков «Фиалки»: благодаря ей можно будет в буквальном смысле проникнуть внутрь секретной шифровальной машины и попробовать зашифровать сообщение.

В экспозиции XX века будут воссозданы два кабинета великих ученых — Владимира Котельникова и Клода Шеннона. Здесь же можно будет найти инсталляцию, посвященную линии «Москва — Вашингтон» и номерные станции со всего мира, а также разделы, которые расскажут о секретах разведчиков, шифрах и сетях, которые они использовали, и их жизни.

Интерактивные инсталляции почти полностью составляют экспозицию зала, посвященного современности. Например, инсталляция, посвященная технологии блокчейн, позволит сделать собственное фото с AR-маской и защитить его блокчейном, то есть по сути сделать NFT-токен. В комнате со стилизованными аркадными игровыми автоматами посетители научатся подбирать самый сильный пароль. Кроме того, здесь с помощью VR-технологий можно будет погрузиться в мир будущего и узнать, как изменится криптография после изобретения квантового компьютера.

Музей обладает уникальной коллекцией предметов, аналогов которой не представлено в России в открытом доступе: многие из них впервые рассекречены специально для экспозиции. Распоряжением правительства России Музей криптографии получил в безвозмездное пользование 39 объектов, включая легендарную шифровально-кодировочную машину М-125, с которой специально к открытию музея был снят гриф секретности.

Анна Титовец, куратор и креативный директор экспозиции Музея криптографии:

«Итогом посещения музея должна стать “новая оптика”, которую посетитель приобретет благодаря открытиям, сделанным в экспозиции, начиная от собственной повседневной жизни и заканчивая межгосударственными отношениями на протяжении всей истории человечества. Посетитель обнаружит новое, “криптографическое” измерение исторических событий и явлений».

Музей криптографии станет пространством для самых разных художественных экспериментов. В постоянной экспозиции — современные арт-объекты, медиаискусство и художественные интерпретации на тему информационной эпохи.

Среди авторов работ, которые будут представлены в экспозиции и публичном пространстве музея, российский медиахудожник Дмитрий Морозов (::vtol::), испанцы Марио Сантамария и дуэт Мартина Надала и Цесара Эскудеро Андалуза, коллектив LAb[au] из Бельгии и Арама Бартола из Германии. В рамках первого временного проекта — выставки «Ваше сообщение отправлено» — в музее будут представлены работы художников Stanza (Великобритания), ::vtol:: (Россия), Владана Йолера и Share lab (Югославия).

Здание, в котором будет расположен Музей криптографии, впервые откроет свои двери для широкой публики. В советские годы это была знаменитая «шарашка» в Марфино, где ученые разрабатывали аппаратуру для шифрования телефонной связи: с 1946 по 1954 год здесь действовала секретная лаборатория, сотрудники которой, в том числе заключенные, создавали технику секретной связи. В 1955 году лабораторию преобразовали в научно-исследовательский институт.

Помимо постоянной экспозиции и зоны временных выставок в музее будут работать лекционный зал, просветительский центр и мастерская. Музей разрабатывает образовательную программу, развивающую цифровые навыки и компетенции. Программа публичных мероприятий предложит курсы и воркшопы для школьников и взрослых, лекции, научные шоу, публичные интервью, кинопоказы и многое другое.

Музей криптографии также запускает собственную издательскую программу, в нее войдут как научные труды и нон-фикшн, так и художественная литература. Первыми изданиями станут репринты «Занимательной математики» Я.И. Перельмана, «Пляшущие человечки» Артура Конан Дойла, альбом предметов из коллекции музея «Секретно» и специальное иллюстрированное издание к открытию музея.

На первом этаже музея будет работать сувенирный магазин с книжной полкой, а также корнер кофейни «Просвет». На 2022 год запланировано открытие большого кафе.

Несмотря на то что здание музея построено еще в XIX веке, команде музея удалось спланировать общественные пространства таким образом, чтобы в них было комфортно находиться посетителям с разными потребностями и разным жизненным опытом: в фойе музея установлены лавки с поручнями, стойки администратора и гардероба расположены на доступной высоте.

Часть инсталляций спроектирована с возможностью регулировки высоты, видео сопровождаются субтитрами и переводом на жестовый язык, доступные для незрячих и слабовидящих инсталляции дополнены описаниями, выполненными шрифтом Брайля, а также программами экранного доступа или игровым аудиорежимом.

В пространстве музея в свободном доступе расположены тактильные модели, объекты и образцы материалов для тактильного осмотра незрячими и слабовидящими людьми и в целом всеми посетителями, для кого важно получить интерактивный опыт, как правило, недоступный в традиционных музеях.



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 202429542
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202427743
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202430405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202436173
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202440017
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202445175
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202440313